В рубрике "Судьбы наших земляков" записано и опубликовано здесь в блоге "BYK-va!" более 40 историй наших односельчан.
Недавно приехали к нам в агрогородок Дуброва научные
сотрудники из Академии наук Беларуси. Меня попросили показать им людей, с
которыми можно побеседовать, чтобы уловить фонетические, языковые
особенности разговора местных жителей. Это должны быть старожилы, коренные
жители Дубровы или проживающие тут более полувека.
Я поделилась с ними картотекой местных диалектов. Но это не профессиональная работа. Услышу непонятные слова, расспрошу об их значении, запишу. А тут научные сотрудники из Минска. Люди, имеющие специальные навыки. Они писали аудиотексты для анализа и изучения.
Пришли мы к Друзик Марии Павловне. Она с молодости живёт
в Дуброве. Научный сотрудник записывала её рассказ с целью изучения фонетики, а
мне была интересна её жизнь. Тем более общаемся часто. Не раз я ездила с ней на
болото в Озаричах, куда она со своими родными попала в марте 1944 года.
Друзик Мария
Павловна родилась в 1937 году. Девичья фамилия Северин. Их семья жила в д. Тумаровка. Отец Павел
Карпович, мать Прасковья Дмитриевна, три брата, сестра. В 2019 году я записала
её рассказ об Озаричском концлагере.
Бывшая малолетняя узница концлагеря
Озаричи. «Усё помню, а расказаць не ўмею. Мы былі разам з маці ў лагеры. Там нас
пераводзілі з месца на месца. Памятаю, як моцна збілі аднаго мужчыну з
Краснаўкі за тое, што расклаў вогнішча. У яго пяцера дзяцей было…»… Браты мае
старэйшыя па гадах за мяне. Пятро з 1930 года. Брат Рыгор быў з 1934, а я з
1937 –ага, яшчэ і меньшы брат быў. Як у лагеры былі, хлопцы хадзілі па хлеб..
яго зрэдку кідалі праз агароджу.. Людзі кідаліся да кулід, а немцы стралялі ў
паверх, пацяшаліся… Маці колькі потым жыла, столькі прычытала па хлопцах, карыла сябе… “Вось,
каб я іх з госпіталя не забірала, моб выжылі”. Мяне маці закруціла ў
світу, цёпла ўкутала, а браты лягчэй адзетыя былі, прастылі, захварэлі і
недоўга пасля лагера пражылі, памерлі… З лагера іх салдаты выносілі… Потым –
шпіталь ваенны. Але маці іх забрала, пабаялася кінуць там… Дадому, як фронт
крануўся, дабраліся. Пахаваныя яны ў Тумараўцы…
Як вызвалілі нас, хто
мог ісці, ішоў сам… Сцежка вузкая, па баках – часікі бліскучыя, то
міны былі. Салдаты папярэдзілі: “Са сцежкі не сходзіць! Замініравана!”.
Там адны пайшлі праз лес у Гарохавішчы, падарваліся, дачку параніла …
Самалёты леталі, як у
лагеры былі.. Брат казаў, што салдаты фатаграфалі нас…
У Мармавічах мы
стаялі ў хаце. Іванам гаспадара звалі, з вачамі нешта ў яго было.. Аўдоцця
гаспадыня…
У баню хадзілі…
Салдаты напалілі. Ішлі назад, я галавой ледзь на боты кірзавыя не наткнулася…
Павесілі паліцая на дрэве… Тыя боты кірзавыя і зараз перад вачамі…
Жылі ў землянках,
побач шлях.. (Мне здаецца каля Кабыльшчыны), а па ім - салдаты, пушкі, машыны,
танкі едуць.. Мы бегалі з кацелкамі есці прасіць… Две сястры з Гарохавішчаў
былі з намі. Аднойчы ішла калонна вайскоўцаў.. Адзін пазнаў сваіх дачок сярод
бежанцаў, кінуўся да іх.. Сядзеў на пеньке, плакаў… Яму ж далей, на фронт ісці,
а яны тут засталіся…
У мяне на галаве
скула села, вошы здаровыя па нас поўзалі… Моцна балела скула (гнайнік, чыр), я
хустку зняла, ды к сонейку галаву…
(Запісана Бусел
Людмілай Фёдараўнай сакавік, 2019 г.).
В девичестве, как и многие девушки из Тумаровки и соседних деревень, вышивала рубашки по вороту и рукавам, на груди. Их привозила бригадир из Бобруйска, раздавала для вышивки рубахи и нитки. За ручную отделку платили деньги. Старший брат работал на тракторе в колхозе. В их доме была керосиновая лампа, которую он заправлял керосином. Возле этой лампы, собирались девушки на вячорки и вышивали при свете лампы. А хлопцы под окнами гарцавали, девчат дожидались. А тем деньги зарабатывать надо было, днём другой работы в поле, лесу, огороде хватало. Бывало, что нанимали гармониста, танцевали. Мария Павловна рассказывает: «Я лёгкая на танцы была, ніколі пад сцяной не стаяла. Са мной усе падрад скакалі. Танцы розныя - полька, кракавяк, падыспань».
В
пенсионный стаж вошло то время, что работала в надомной артели.
Потом строила дорогу. Когда шоссе вели мимо Дубровы,
снимала с подружкой комнату у деревенских. Да так и осталась в том доме женой и
невесткой (в Дайнеках, южная окраина Дубровы). После работы, не отдыхала,
помогала хозяевам по хозяйству – корову доила, свиней, курей кормила, полола,
гребла, копала. Трудолюбивую девушку приметил сын хозяев дома.
Друзик Михаил Петрович (1936 -2012 ) |
На неё в деревне так и говорят “Манька Аудульчына”, так
же звали сыновей свекрови (Сашка Аудульчын, Мишка Аудульчын) по имени их матери по имени Аўдуля.
Друзик Аудуля |
“Па першасці ўсяго было, але потым не крыўдзіла мяне свякроўка. Я яе дагледзела да канца, як ужэ ляжала яна, за ёй глядзела”...
“Усё жыццё я гаравала. Па тры каровы дзяржалі, свінаматак. Конь быў свой. Зямлі нааром, насадзім, тады
палоць трэ. Хату эту строили, у суседзей з дачкой малой начавала...”.
Мария Павловна вспомнила блюдо, которое готовила в печи.
Молоко вскипятить, яец туды набить, посолить, крахмал развести, добавить, тады
мису гэту у печь. Пыхкае. Смачна вельмі…”.
Похоже на омлет, только вместо муки крахмал.
“Жылі цяжка, але ніколі не галадалі. Яечкі, малако, мяса, сала заўсёды былі свае…”.
Двенадцать лет живёт вдовою. Дочери городские по очереди с ней проживают. Во дворе, палисаднике три десятка кустов роз. Чёрная курица с цыплятами, пугливая, не дала сфотографировать малышей.
клуха з куранятами |
87 лет Марии
Павловне, а она сама ещё “жукоў
травіць”, бочок за плечи и пошла. Надо эту работу рабиць с утра, пока солнце невысоко.
В доме светло и чисто, уютно. Портреты родных в рамках, фотографии на стенах и столе. Они, уйдя в мир иной, живут в памяти ныне живущих.
Постилки ручной работы, яркие, самотканые покрывала.На стене в спаленке коврик ручной работы с надписью: «С добрым утром, Мария». На нём вышиты разноцветные экзотические павлины, попугаи, в центре – ласточка в полёте. Он сохранился с молодости Марии Павловны, когда она себе его посвятила.
Это пожелание-приветствие, очевидно, поддерживало её в трудные минуты. А минут таких, несомненно, было немало. Жизнь прожила трудную, много работала. В работе весь смысл человеческой жизни.29.06.2024 г. библиотекарь, краевед Людмила Бусел, аг.
Дуброва, Светлогорский, Гомельская, Беларусь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий