В этом году в начале
февраля д. Дуброва отмечала 76-ю годовщину освобождения немецко-фашистских захватчиков.
А в октябре до нас долетел ещё один отголосок той войны – возле д. Петровичи односельчанин нашёл ложку с фамилией бойца. Она была искорёжена взрывом, разбита надвое, но на её черенке чётко читалось «род 1922 г Калижан», на обороте – ОСПАН
Предположив, что Калижан имя воина -казаха, а Оспан (ов) фамилия и зная год рождения, я попыталась пробить его по известным электронным поисковым базам. На сайте ОБД «Мемориал» нашлась информация.
Оспанов Калижан, 10.04. 1922 г.р. призван из Омской области, Дробышевского района. На фронте с 30.01.1942 года, член ВЛКСМ, младший лейтенант, командир взвода противотанковых ружей 338 сп 96 сд. погиб 05.02.1944. А вот место гибели в том документе указано не было. Дробышевский район. Образование 10 кл., окончил Белоцерковское пехотное училище в 1942 м году.
В графе "родственники" указан отец - Гингисов Оспан,
Выяснилось, что увековечен солдат на мемориале д. Дуброва, но как Яспанов, в книге Памяць, ч. 2, с. 186. указано, что младший лейтенант Яспанов погиб у Мартыновка. Территориально это недалеко от д. Петровичи, д. Притыка, д. Дуброва. Что, в прочем, вполне вероятно – дата гибели и номер стрелкового полка и дивизии, соответствуют. Именно этот стрелковый полк в феврале 1944 года освобождал Дуброву, а позже почти весь погиб в ночной разведке боем под Притыкой.
Сопоставив номер
воинского подразделения и дату гибели, можно определённо утверждать, что ложка
принадлежала лейтенанту Калижану
Оспанову.
Вероятно, группе бойцов 338 стрелкового полка тогда в феврале 1944 года удалось продвинуться дальше до д. Петровичи. Приказ: "Наступать на Петровичи" был в феврале 1944 года. Но его не удалось выполнить. После освобождения Дубровы фронт остановился на целых пять месяцев.
После двухмесячных попыток прорвать фронт, в середине апреля пришёл приказ: "Перейти к обороне". С
февраля до 23 июня проводилась перегруппировка войск, разведка, бои местного
значения.
Смотрю на эту ложку и думаю о лейтенанте-казахе, погибшем в
Белоруссии за пару месяцев до своего 22-летия... Спустя 76 лет его
ложка попадает к нам в музей. Два
фронтовых года он носил её в вещмешке. Успел ли он создать семью? Есть ли ещё
родные, которые помнят о нём? Ищет ли кто его могилу? … Теперь можно только
предполагать…
Вообще, подписанные предметы солдатского быта нередко попадаются поисковикам. Котелки, ложки, портсигары, часы - вещи, по которым можно установить имя солдата.
Блогер, библиотекарь, поисковик, краевед Людмила Бусел, 16.10.20.
аг. Дуброва, Беларусь
Комментариев нет:
Отправить комментарий