среда, 22 июня 2022 г.

Письма с фронта - артефакты Великой Отечественной войны.

 

Акция «Письмо солдатам Победы» - 2022. 

 В музее истории деревни Дуброва есть несколько подлинных фронтовых писем, подаренных родными погибших воинов. Они сворачивались особым образом, в виде треугольника и без всяких марок доходили до адресатов. Трогательно и волнительно прикасаться к этим треугольникам со штампами «ПРОСМОТРЕНО ЦЕНЗУРОЙ». Сразу представляется, как писали их солдаты перед боем, сидя в окопе, землянке, блиндаже… Посылая, возможно, последнюю весточку … и пока она доходила до адресата, бойца могло не быть в живых.

 В 2018 году из Донецка приезжал внук погибшего Леонид (назван в честь деда), передал в музей два письма своего деда с фронта, присланные бабушке.

Малеев Леонид Иванович, 1910 г.р. уроженец д. Миновка Суражского р-на Брянской обл. рядовой, связист  96 сд. Погиб 20.02.1944 у д. Дуброва, увековечен.

Дома у солдата осталась семья – жена Мария, дочери Алла и Валя.  Эти письма, хоть и личные, интересны всем. Из них видно, как быстро доходили письма во время войны, что заботило солдата на фронте, вымаранные цензурой места (географические названия).

Письмо 1-ое. Здравствуйте, Мария, Алла, Валя. Сообщаю, что я письмо ваше получил, писанное вами 27.12.1943. Я получил 15.01.1944, за что сильно благодарен. Я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Маруся, если дети сильно худые, то зарезайте поросёнка, но детей не мори. Собранный хлеб зря не разбрасывай, будь поаккуратней. За тёлку смотри сама, в этом я ничего сказать не могу. Напиши адрес Васькин, Серёгин. Мы стояли на доформировке за (вымарано цензурой). Пока. Всё, жду почту. Привет Андрюше и всем родным и знакомым.

Написано простым карандашом на стандартном бланке для писем с портретом Чапаева и лозунгами на лицевой стороне – «Смерть немецким оккупантам!»,

«Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» (Сталин).

Адрес написан чернилами, обратный – указан номер полевой почты.




2-ое письмо. Добрый день, Маруся, Алла, Валя. Сообщаю о том, что я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Новостей новых нет. Нахожусь на фронте, уже в боях несколько дней. Пикина поранило в руку. Со своих остался только я. В направлении (вымарано цензурой) я доехал, попал в артиллерию. Пикин был вместе с нами. Привет всем родным и знакомым, вот и всё пока. Жду ответа. Извини, что мало пишу, некогда. Жду ответа. Роспись.

Тоже написано простым карандашом, а на лицевой – чернилами. Лозунг на лицевой стороне бланка – «Да здравствует XXVI годовщина Великой Октябрьской социалистической революции». Штамп – «ПРОСМОТРЕНО ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРОЙ».

 



Имеется несколько писем гвардии сержанта Владимира Санникова из Удмурдии. Прислала их младшая сестра Зоя Петровна. Из записки фронтового друга бойца Юрия Фёдорова ясно, что  воин погиб от прямого попадания снаряда. Из письма товарища бойца Нечаева Василия от 25.08.44 известно, что погиб Владимир Санников 23 июня 1944 года в 10 часов вечера, в шести км от д. Кобыльщина.

…"Похоронили мы его очень хорошо, насколько  это позволила военная обстановка. Похоронили в БССР Полесской области д. Кобыльщина. На могиле дали клятву отомстить за товарища… 8 августа 1944 г.”

Из письма сестры Зои: “… Был он старшим в нашей семье. Я – самая младшая, и расстались мы с ним, когда мне было около  12 лет. Помню его таким: высокий, с чёрными густыми волосами, карими глазами. Мама говорит, что был он очень ласков, внимателен, из детей (сестёр и брата) больше всех любил меня, младшую. Был очень аккуратен, любил книги ,бережно относился к ним и собирал библиотечку. .. он закончил 8 классов, когда началась война. Пошёл работать. Помню работал наборщиком в типографии, а потом в фотографии. 2 декабря 1942 его призвали в армию, но через 2 недели вернули, как несовершеннолетнего.  А 2 февраля 1943 года призвали вновь, было ему тогда 17,5 лет. До августа 1943 он учился в сержантской школе, потом отправили на фронт. Он был ранен в голову и потерял зрение. Помню хорошо, пришло письмо, которое писала медсестра. После ранения в феврале 1944 в Клинцах учился на сапёра. Помню письмо, в котором брат писал, что что принят кандидатом в члены КПСС в бой пойдёт коммунистом. Из письма политрука мы узнали, что он был посмертно представлен к ордену Отечественной войны 2 степени...Не дожил до 19- летия 1 месяц и 2 дня…”

 Копию последнего письма своего отца с фронта привезла в 2009 году с Урала дочь погибшего Людмила Васильевна.  Василий Шевалдин писал семье в Челябинскую область.

Здравствуйте, мои дорогие Елизавета Павловна, дети Люда и Лариса, своячница Татьяна Павловна. Шлю я вам свой горячий привет и хорошие пожелания в вашей жизни. Лиза, ни одного часу не проходит, как я не думаю о вас. Как ты живёшь? Как обеспечение продуктами? Я нахожусь на передовой, мухи и воробьи ежеминутно летают. Пока ещё жив и здоров. Кормят нас хорошо, но одно только не сходит с ума, как вы там живёте. Намерены ли вы жить там, или же вернётесь в Ашу? Пишет ли письма Петро? Приезжал ли? Если можно жить там, оставайтесь в Кыштыме. Сообщите, переехали ли, идут ли письма от Петра и Николая. Пишут ли мои родители, если будешь писать, то пиши, кто прислал без меня письма, сколько от меня получила, кто из знакомых остался в райотделе НКВД, как живёт Шура, передай ей привет с Михаилом. Пока, до свидания. Писать мне нечего. Пишу в блиндаже с маленькой лампой, а рядом рвутся снаряды, но ничего, я уже привык. Письма пиши по новому адресу полевая почта

№ 31816, действующая армия.

До свидания, целую всех, а Люду и Лору тем более. Писем я от вас не получал ни одного. Погода здесь плохая, идёт снег.

Письмо датировано 1.04 1944 года. А 30 апреля 1944 года рядовой Шевалдин Василий Аксёнович был убит фашистским снайпером у д. Теребулин. Смертельное ранение в голову оборвало его жизнь. Солдату было 40 лет, у него остались жена и две дочурки Людмила и Лариса.

В ночном бою у д. Притыка погиб Виктор Бокарёв. Он не успел получить высоких наград, но мы помним младшего сержанта из Томска. Вот текст его последнего письма Варваре Васильев­не Бокарёвой, написанного карандашом:

«Привет с дороги! Мама, сообщаю, что еду я на запад и очень прошу за меня не беспокоить­ся. Деньги ваши получил, купил табаку. Рад, что картошки много вы накопали. Нам выдали теплое обмундирование, и ехать тепло. Со мной едет и Леня Волков, автоматчиком, а у меня огромное противотанковое ружье. Едем, чтобы после войны зажить счастливо.

Простите, что мало писал: бумаги не было, берег её на дорогу. Поцелуйте за меня бабуш­ку, тетю Маню, Валю.

Крепко целую. Ваш Виктор январь,1944 г.».

За каждым письмом судьба солдата, надежда-пожелание «если смерти, то мгновенной, если раны небольшой».  Ни в одном из писем нет жалоб на тяготы военной жизни. Наоборот, все просят родных не беспокоиться, пишут, что вернутся с победой, поддерживают и подбадривают. 

Эти фронтовые треугольники – уникальные артефакты, дающие возможность прикоснуться к истории.

Дети интересуются этими артефактами. Научились сворачивать треугольники. Написали письма. 



22.06.2022 г. аг. Дуброва, библиотекарь Л.Ф. Бусел.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий