среда, 18 марта 2020 г.

поиск,память: рядовой Иван Кушнарёв


Этот пост написан и опубликован 11 мая 2019 года. Но есть продолжение этой истории,  повторяю его с добавлением…
У каждого своя история той войны… У кого-то короткая - погиб в первом бою, кто-то вообще не успел доехать до фронта, кто-то прошёл от первого до последнего дня… Один - рядовой, другой- офицер… Истории разные, память одна…
10 мая 2019 г, когда ещё не увяли живые цветы на мемориальных плитах, приехали в Дуброву родные рядового Кушнарёва.
Кушнарёв Иван Федотович 1905 г. р. Бурят-Монгольская АССР, Баргузинский р-н, призван Баргузинским РВК, Бурят-Монгольская АССР, ряд. 37 гв. сд. погиб 21.12.1943 г., похоронен в д. Притыка Паричского (ныне Светлогорского) р-на Полесской (ныне Гомельской) обл. Перезахоронен в д. Дуброва.
Вот и всё, что известно из интернетных источников, сайта ОБД «Мемориал».  В семье тоже сведений немного. Даже в отчестве сомнения Федотович или Фёдорович. Всё же Федотович, как выяснится позже.
Приехали издалека, из г. Иркутска. Внук погибшего Кушнарёв Станислав со своей матерью и сыном.

Пробыли в нашем селе целый день. Станислав говорит: «Вчера прилетели в Минск. Сняли квартиру. Весь день смотрели, как в Беларуси отмечают День Победы – были на площади Победы, слушали поздравление вашего Президента, смотрели салют. А 10-ого приехали на могилу деда. Специально спланировали пробыть целый день в Дуброве, чтобы, не спеша, не в суете… Фамилию деда по нашему ходатайству в Светлогорский райисполком нанесли, буквально, накануне. За это огромное спасибо Михаилу Ивановичу Королю».
Возложив цветы на плиту с надписью «ряд. Кушнарёв», долго ходили вдоль плит, читая фамилии других погибших.
Беларусь встретила сибиряков похолоданием. Согревшись горячим чаем, гости посетили музей истории д. Дуброва. Позже пообедали в местной столовой филиала «Дубрава-агро». Им было интересно всё, что связано с местом, в земле которого навсегда остался родной человек.   К сожалению, фотографии воина не сохранилось. Чемодан с вещами, фото и документами украли, когда жена погибшего с тремя детьми плыла на пароходе.
Трое детей было в семье, все мальчики. Двое-близнецов Николай и Филипп (в семье его звали Илья). Младший Владимир, отец гостя.
Интересуясь родословной, Станислав выяснил, что когда-то его предки были переселены с территории, называемой сейчас Беларусью. Семья их из старообрядцев, из семейских, выселенных из г. Ветки Гомельской области ещё в царские времена. «Семейские» – те, кто был выселен семьёй в Сибирь. Таких было много. Обосновались они на реке Ангаре. И там, в условиях сурового климата, сумели не пропасть. Несколько поколений выросло уже там. Отец мой (Кушнарёв Владимир Иванович), - рассказывает внук погибшего, - был мастеровитый и башковитый, коммунистической закалки. Умер после развала Союза, сильно по этому поводу переживая.  Другие родственники живут где-то на Украине (г. Николаев).
После обеда приехал председатель Николаевского сельсовета Король М.И.  и повёз гостей на экскурсию в Притыку, где погиб воин в декабре 1943. Потом на памятный знак «Операция Багратион». Сфотографировав всё, вернулись в Дуброву. Время пролетело быстро. Вечером – обратная маршрутка на Минск. Попрощались, как родные. Дуброва для них теперь не чужая. И мы знаем, что о ней известно в г. Иркутске на реке Ангаре.
11.05.2019. автор блога Людмила Бусел.
27.05.19 Здравствуйте, Людмила Федоровна! Привет из Сибири, с берегов Ангары. Спасибо за то, что так все подробно написали. Спасибо за вашу большущую работу и бескорыстную помощь семьям советских воинов. Там, в Вашей республике, чувствуется, что Память о наших погибших предках жива и будет жить в памяти благодаря Вашим стараниям. Бабушке, отцу и его братьям очень не хватало деда. Бабушка больше никогда не вышла замуж. Жила для детей. Времена были очень тяжелые. Работали все. Помню у отца был рассечен ноготь: был план - гражданам выдавали листья табака и сдать его обратно надо было уже порубленным. Взрослые на работе. Вот дети самостоятельно и помогали семье - крошили табачок. Отцу ноготь и разрубили в трудовых буднях. Наверняка, был бы жив дед, было бы легче. Но судьба вышла другая. Дед не рассказывал нам про войну. Убили деда. Даже фотографии нет.
В вашей республике потери были еще тяжелее. Как мы знаем: погиб каждый третий - четвертый Ваш земляк. Спасибо, что помните про своих и про наших. Все погибли за Победу и Свободу. Если бы не их подвиг, и нас бы не было. Не угощать нас пивом немцы шли. Они шли нас убивать. Не победили бы - нас бы не было. Еще раз спасибо Вам за Ваши труды и память.
Спасибо Михаилу Ивановичу. За помощь. За поездку. От мамы ему отдельный привет и спасибо: подаренного меда хватила надолго. Ели и вспоминали.
До свидания. Обязательно приедем еще. Ищем
родню, чтобы ехали тоже: есть фамилия на плите - есть память, есть могила деда.

Добавлено 18.03.2020 г. Эта история имела продолжение в марте 2020 года. Но несколько ранее был звонок от Станислава Кушнарёва из Иркутска. Суть его
– нашлась, мол, ещё одна родственница погибшего у нас воина. Живёт, как выяснилось, совсем недалеко, в Беларуси. Собирается приехать.  А потом, где-то 31 января звонила сама Марьяна. Я пригласила её на торжества по поводу 76-ой годовщины  освобождения Дубровы. Но тогда она не смогла приехать. И вот,  совсем недавно автомашина остановилась у мемориала.



Из неё вышли двое пожилых и двое молодых людей с цветами. Это была Марьяна с мужем, внучкой и её другом. Говорили о погибшем, о приезде внука из Иркутска. «Как же мне не приехать, если Станислав из Сибири вон приезжал. А я тут за Бобруйском проживаю уже 40 лет. Не знала, что так близко могилка родная».  Что-то говорила про Улан-Удэ, где проживала ранее…  и откуда призывался Иван Кушнарёв…
Вот ведь как бывает! И давно ушедшие сводят ныне живущих. Я так поняла, что родственники нашлись недавно. Теперь у них одна общая дорога, общая память.
Автор блога Людмила Бусел. 18.03.20. аг. Дуброва.


Комментариев нет:

Отправить комментарий