Размышления на тему:
заметки сельского библиотекаря.
В профессии я 36 лет. За
эти годы изменилось многое в работе библиотек (формы работы, фонды). Другими
стали читатели. Редко кого можно увидеть на улице с книгой в руках, чаще с
телефоном. Но во все времена были и есть настоящие
читатели. Настоящий читатель – это тот, у кото есть тяга к чтению книг
(бумажных, электронных, не суть); у кого есть свои читательские предпочтения;
кто, читая описание холода, испытывает озноб, а жары – потеет; кто при чтении
плачет и смеётся, радуется и огорчается. Таких немного! И это нормально. Их не
может быть много! Их не должно быть много! Ведь читать, понимать написанное
автором, сопереживать героям – это талант, и он не может быть массовым. Но они есть –
настоящие читатели! И на них держатся библиотеки.
Не люблю слово «скучно».
Не понимаю, как может быть скучно, когда есть чудо и называется оно "книга"! И когда
спрашивают: «Вам тут не скучно?», даже злюсь, но отвечаю: «Никогда!».
Настали такие времена,
когда не так шумно и многолюдно в библиотеке. Но, «выдача книг» далеко не
единственное, чем занят библиотекарь. Попыталась представить, хоть частично,
свой типичный рабочий день. И вот, что получилось.
- расставить по местам
сданные читателями книги;
- разложить по папкам, подшить газеты;
- отметить в картотеке
периодики пришедшие газеты и журналы, проштемпелевать их, наклеить листки
возврата на журналы;
- просмотреть свежую
периодику;
- сделать
библиографические описания краеведческих статей, расставить в картотеку;
- оформить
запланированную книжную выставку
(надпись, артефакты
готовятся заранее);
- написать текст
запланированной презентации, подобрать к нему фотографии, смонтировать (может
потребоваться несколько дней);
- собрать материал для
сценария мероприятия по плану;
- просмотреть поступившие
новые книги, проштемпелевать, сделать запись о поступлении в суммарной книге
учёта, расставить карточки в алфавитный каталог, подшить акт-путёвки;
- просмотреть книжный
фонд – изъять ветхие, устаревшие по содержанию издания (далее составление актов
на списание, снятие с учёта);
- внести в картотеку
отказов сведения о востребованных книгах, которых нет в фонде;
- внесение сведений в
летопись деревни;
- внесение фактов в
историю библиотеки;
- написание поста для
публикации в блоге библиотеки;
- загрузка фотографий с
мероприятий в фотоальбомы групп деревни в социальных сетях;
- сделать подборки для
читателей, обслуживаемых на дому,
развезти их.
И ещё много чего…
- запись на видео
очевидцев и свидетелей исторических событий (в этом году проект «После войны» к
80-летию начала ВОВ);
-сбор диалектов, пословиц
и поговорок (пополнение картотек) слушать речь местных жителей и выбирать слова;
- работа в музее…
- планы, отчёты, статистика...
Конечно, это
приблизительный рабочий день, но должностных обязанностей у библиотекаря - перечень
на две страницы. И глубоко заблуждаются те, кто думает, что мы сидим и скучаем…
У меня всё время в режиме ожидания 1-2 поста для блога, 1-2 темы для групп
деревни. Это отнимает немало времени. Да, и в реалиях пандемии коронавируса
многие мероприятия переводятся в онлайн (обзоры, викторины, книжные выставки, фото-показы, юбилеи книг и
писателей в виртуальном формате). Мне просто некогда скучать!
Сегодня в Беларуси День библиотек. И я потратила почти час
рабочего времени на написание этого поста на тему и по поводу. Надеюсь, что не
напрасно! И это кому-то интересно.
Спасибо огромное всем сегодня
позвонившим, написавшим, приславшим, поздравившим!!! Я всех вас помню и люблю! Всегда
жду в библиотеке!
Людмила Бусел, 15.09.2021.
Комментариев нет:
Отправить комментарий