среда, 15 сентября 2021 г.

Размышления на тему: ко Дню библиотек

 Размышления на тему:

заметки сельского библиотекаря.

В профессии я 36 лет. За эти годы изменилось многое в работе библиотек (формы работы, фонды). Другими стали читатели. Редко кого можно увидеть на улице с книгой в руках, чаще с телефоном. Но во все времена были и есть настоящие читатели. Настоящий читатель – это тот, у кото есть тяга к чтению книг (бумажных, электронных, не суть); у кого есть свои читательские предпочтения; кто, читая описание холода, испытывает озноб, а жары – потеет; кто при чтении плачет и смеётся, радуется и огорчается. Таких немного! И это нормально. Их не может быть много! Их не должно быть много! Ведь читать, понимать написанное автором, сопереживать героям – это талант, и он не может быть массовым. Но они есть – настоящие читатели! И на них держатся библиотеки.  

Не люблю слово «скучно». Не понимаю, как может быть скучно, когда есть чудо и называется оно "книга"! И когда спрашивают: «Вам тут не скучно?», даже злюсь, но отвечаю: «Никогда!».

Настали такие времена, когда не так шумно и многолюдно в библиотеке. Но, «выдача книг» далеко не единственное, чем занят библиотекарь. Попыталась представить, хоть частично, свой типичный рабочий день. И вот, что получилось.

- расставить по местам сданные читателями книги;

-  разложить по папкам, подшить газеты;

- отметить в картотеке периодики пришедшие газеты и журналы, проштемпелевать их, наклеить листки возврата на журналы;

- просмотреть свежую периодику;

- сделать библиографические описания краеведческих статей, расставить в картотеку;

- оформить запланированную книжную выставку

(надпись, артефакты готовятся заранее);

- написать текст запланированной презентации, подобрать к нему фотографии, смонтировать (может потребоваться несколько дней);

- собрать материал для сценария мероприятия по плану;

- просмотреть поступившие новые книги, проштемпелевать, сделать запись о поступлении в суммарной книге учёта, расставить карточки в алфавитный каталог, подшить акт-путёвки;

- просмотреть книжный фонд – изъять ветхие, устаревшие по содержанию издания (далее составление актов на списание, снятие с учёта);

- внести в картотеку отказов сведения о востребованных книгах, которых нет в фонде;

- внесение сведений в летопись деревни;

- внесение фактов в историю библиотеки;

- написание поста для публикации в блоге библиотеки;

- загрузка фотографий с мероприятий в фотоальбомы групп деревни в социальных сетях;

- сделать подборки для читателей, обслуживаемых на дому,

развезти их.

И ещё много чего…

- запись на видео очевидцев и свидетелей исторических событий (в этом году проект «После войны» к 80-летию начала ВОВ);

-сбор диалектов, пословиц и поговорок (пополнение картотек) слушать речь местных жителей и выбирать слова;

- работа в музее…

- планы, отчёты, статистика... 

Конечно, это приблизительный рабочий день, но должностных обязанностей у библиотекаря - перечень на две страницы. И глубоко заблуждаются те, кто думает, что мы сидим и скучаем… У меня всё время в режиме ожидания 1-2 поста для блога, 1-2 темы для групп деревни. Это отнимает немало времени. Да, и в реалиях пандемии коронавируса многие мероприятия переводятся в онлайн (обзоры, викторины,  книжные выставки, фото-показы, юбилеи книг и писателей в виртуальном формате). Мне просто некогда скучать!

Сегодня в Беларуси День библиотек. И я потратила почти час рабочего времени на написание этого поста на тему и по поводу. Надеюсь, что не напрасно! И это кому-то интересно.

Спасибо огромное всем сегодня позвонившим, написавшим, приславшим, поздравившим!!! Я всех вас помню и люблю! Всегда жду в библиотеке!




Людмила Бусел, 15.09.2021.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий