среда, 4 мая 2022 г.

#поиск_память: рядовой Язвенко

 Года идут, а Память вечна.

Ежегодно особенно много накануне Дня Победы приезжает гостей в нашу Дуброву. Цель – почтить память предков. Дело в том, что в центре агрогородка находится большое воинское захоронение времён Великой Отечественной войны. Более 2, 5 тысяч солдат и офицеров, перезахороненных из окрестностей в конце 50-х годов прошлого века во время укрупнения братских могил.

Так было и сегодня, 4 мая. Приехали на двух машинах из Санкт-Петербурга и Брянщины. Трогательно было смотреть как пять внучек (пять родных сестёр) уже пенсионного возраста с охапками красных гвоздик ходили по мемориалу, всматривались в плиты, в поисках фамилии деда.



Язвенко Михаил Акимович звали их деда, рядового 350 стрелкового полка 96 стрелковой дивизии, погибшего 19.02.1944 года в Белоруссии.

96 –я Гомельская ордена Суворова стрелковая дивизия 48 армии, которой командовал Фатых Гарипович Булатов, наступала юго-западнее Дубровы (Теребулин, Мартыновка). В её состав входил 350 стрелковый полк. В первых числах февраля Дуброву освободили, но рядом ещё почти полгода стоял фронт.

Родом Михаил Язвенко был из д. Беловодка Суражского района Орловской области. Коммунист. Когда пришли немцы, из соображений безопасности, документы, в том числе и партбилет, спрятали, закопали.  Ведь первым делом, расстреливали фашисты комсомольцев и коммунистов. До войны работал по финансовой части. Был ли он налоговым агентом или фининспектором, точно неизвестно. Удивительно, но способность к обращению с финансами передалась по наследству и внучкам. Все пять приехавших женщин работали до выхода на заслуженный отдых главными бухгалтерами, в Казначействе и других структурах.

История типичная. Началась война. Прошла всеобщая демобилизация. Недолго выпало повоевать солдату в 1941-м. Окружение и плен. Видимо, не успели далеко завести фронтовые дороги, потому из лагеря, жене его удалось выкупить.

Вторично на фронт был призван в сентябре 1944 после освобождения Брянщины от оккупантов. Дома остались жена Меланья Сергеевна и трое детей, младшим по 8-10 лет.

В оцифрованных оригинальных документах военных архивов, размещённых на сайтах «Мемориал» и «Память народа» нашлись сведения, что красноармеец был номером пулемётного или орудийного расчёта.  Написано «номер расчёта». Значит, подносил снаряды, патроны или заряжал. Менее полугода довелось повоевать солдату. 19 февраля он погиб. Первичное место захоронения 300 метров западнее д. Дуброва.






Есть краткие сведения в книге Памяць. Светлагорск. Светлагорскі раён”. На странице 186 части 2-ой  информация: Язвенко Михаил Алимович, 1907 г.р. д. Беловодка Суражского р-на, Брянской обл. 350 сп 96 сд Погиб 19.02.1944 г у д. Дуброва. (отчество с ошибкой)

Рядом с воином увековечены еще два однофамильца из той же деревни Беловодка. Земляки-односельчане Язвенко Иван и Язвенко Семён служили в той же 96 стрелковой дивизии, в других полках. Оба погибли двумя неделями раньше 3 февраля 1944.

Приехавшие поинтересовались: «Почему их перезахоранивали?». Эта была необходимость. Во время войны хоронили там, где погибали. А ещё на несколько километров образовывались кладбища вокруг санбатов и госпиталей. Были одиночные и братские могилы, в поле, лесу. В центре Дубровы возле деревенского погоста было воинское захоронение, ещё одно большое в районе административного здания филиала. Прошло 10-12 лет после Великой Победы, заровняли окопы, воронки, разминировали поля и леса, пришло время переносить всех в одно место и упорядочивать, увековечивать. Так в крупных населённых пунктах появились мемориалы павшим в Великую Отечественную войну - плиты с фамилиями погибших, скульптуры.

Идентифицировать каждого, понятно, было невозможно. Списки брали из военных документов по учёту воинского состава. 

Сфотографировались на память на мемориале. Фотографии погибшего не сохранилось. А было ему 37 лет. Приехавшим внучкам вдвое больше.



Пообщались, хоть и сумбурно, и взволнованно. Успели обсудить и текущую обстановку в мире. Впечатление, что встретилась с роднёй.

Посетили сельскую библиотеку, музей истории деревни Дуброва.



Женщины отметили, что у нас в Беларуси больше цвета и зелени, у них не так много ещё цветущих садов. День выдался солнечный, но ветер холодный.

Понадеялись, что ещё встретимся, тепло простились.

1 300 км только в один конец, чтобы помянуть погибшего деда – это похвально! Спасибо за память.

04.05.2022 г. аг. Дуброва, Людмила Бусел, библиотекарь, заведующая музеем истории д. Дуброва, поисковик, краевед


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий