И данных нет – безмолвствуют архивы
Родных
могил уже не отыскать,
Друзья
мои, пока мы с вами живы,
Успеть
бы - поимённо всех назвать.
В самом начале моего отпуска звонит мне директор Светлогорского краеведческого музея И.В. Заяц и сообщает, что едут родные погибшего. Спрашивает: «Что вам известно о Коденко Романе Васильевиче?» Фамилия эта встречалась ранее. Я помнила, что это лётчик, останки которого были обнаружены на месте падения самолёта в лесу. Большая статья из областной газеты «Гомельская праўда» за 13 июня 1964 года размещена в книге «Памяць». Из неё я узнала подробности про обнаружение в лесу между деревнями Великий Бор и Язвин (Каменская пуща, Провы) фрагментов самолёта, останков пилота в зимнем обмундировании, партийного билета, карты, лётных очков и ручных часов, которые показывали время падения самолёта (8:20). Всё было передано в Гомельский областной музей.
Коденко Роман Васильевич |
Также фамилия гвардии лейтенанта Коденко значилась в списке на увековечивание в моей поисковой работе (2015-2017 гг). Поисковая строка в моём блоге "BYK-va!" на запрос «Коденко» выдала два поста.
Пришлось
Михаилу Ивановичу добавлять имя лётчика в ускоренном порядке.
И
вот 31 июля, в понедельник, прибыли гости из Российской Федерации –
родственники лётчика. Встречали их местные работники культуры, образования,
школьники, а также корреспондент районной газеты и директор светлогорского музея.
На вокзале в Светлогорске россиян встречал (а потом и провожал) председатель
Николаевского сельского Совета М.И. Король.
Юлия рассказала историю поиска своего героического деда. Он брат её бабушки. Та рассказывала, как перед войной, окончив высшую школу лётчиков, он приезжал к ним в село на побывку. Жила семья на Украине в Днепропетровской области. Как они гордились им, прохаживались с лётчиком по деревне.
А потом была Великая Отечественная война. Пропал без вести. А 1960- м году его самолёт был случайно найден в болоте. Тогда по приглашению белорусских властей родственники приезжали в Белоруссию, на перезахоронение не успели, но в Гомеле в музее им отдали его личные вещи. Среди них были шишки с ели, верхушку которой срубил падающий самолёт.
Дочь
Юлии писала сочинение, которое назвала «Полёт, длиною в 20 лет». Почти столько пилот провёл в кабине своего самолёта, пока не нашли его школьники.
История
о лётчике стала семейной легендой. Представители разных поколений
стремились побывать на месте его подвига. И вот это получилось у Юлии и её
супруга. Женщина рассказала, что они приехали в Беларусь в санаторий из Курской
области и не могли не побывать в этом знаковом для них месте. А географические
данные о месте подвига её дедушки выяснил с помощью Интернета муж Сергей. Так они вышли на Гомель, потом
Светлогорск и Дуброву. Так же, розыски в электронных архивах помогли узнать,
что Роман Коденко во время войны, находясь на переподготовке в Приморском крае, женился. (Вот
почему два адреса выдавали архивы: Днепропетровская область и Приморский
край!). Имя жены Александры Прокофьевны он указал в графе «близкие родственники» в 1942- м, когда получил
звание «лейтенант» и стал командиром звена истребителей. Погиб в 25 лет, так и
не узнав, что в селе Новобельмановка Приморского края Хорольского района у него
родилась дочь.
Об
этом говорит запись в анкете ЦАМО на сайте «Память народа» – назначить пенсию Коденко
Александре Прокофьевне на дочь Раису 1943 года рождения.
В
этом же документе ещё записи о Коденко Романе Васильевиче 1917 г.р. – исключен из
списков как пропавший без вести 25.12.1943;
24.01.1943 г. сбит в воздушном бою (по списку безвозвратных потерь).
(В кармане гимнастёрки пилота была
новогодняя открытка, косвенно подтверждающая, что дата гибели или декабрь 1943, или январь 1944).
В
1960 году была сделана запись – найдены останки в болоте вблизи д. Язвин Паричского
района Гомельской области.
Меня всегда умиляют и восхищают такие истории, когда отложив все дела, в наш суетный и беспокойный век, люди находят возможность приехать, почтить, помянуть.
От встречающих гостей на белорусской мове приветствовал миротворец, поэт, исполнитель своих песен Александр Терещенко. Он говорил о том, как много фамилий на этих плитах, как много народа забрала война, сколько судеб искалечила. И наша общая задача - помнить об этом и беречь мир.
Несмотря на то, что времени было мало, гостям показали памятный знак в честь начала операции "Багратион", музей истории деревни Дуброва. В библиотеке напоили чаем. В душевной беседе обменялись контактами, договорились общаться.
05.08.2023
г. агрогородок Дуброва. Автор поста библиотекарь, краевед, поисковик, блогер
Людмила Бусел.
24 января 1944 года звено самолётов-истребителей “ястребков” из 4 –х самолётов с командиром гвардии лейтенантом Романом Коденко выполняло боевое задание. При выполнении задания встретили немецких “фоккеров”, которых было в три раза больше. И те, и другие сопровождали своих бомбардировщиков. Завязался неравный бой...
Как падал самолёт видели жители деревни Язвин. Одна из них – Матрена Митрохович.
От неё стало известно, что было это под вечер. Хотя, в январе темнеет рано, и в 8:20 (время остановки часов лётчика), могло быть темно. Скорее всего, это было
утром, а за давностью лет забылось.
Про упавший самолёт знали все в округе. К месту
его падения ходили, чтобы добыть алюминия на чугуны и сковородки. Сохранились
в документах имена подростков, нашедших трубку, кабину и останки пилота в ней – Коля Дашковский, Коля Митрахович, Андрей Филипчик, Витя
Горовой. Мальчишки, вероятно, искали пулемёты, оружие, которые должны быть
на истребителе.
Почему удивились, что в самолёте обнаружен пилот?
Тогда в январе 1944 года недалеко от места падения самолёта был найден убитый
советский солдат, его и приняли за лётчика.
Эксперты определили, что машина падала неуправляемая,
на большой скорости, под углом примерно 30 градусов. Самолёт не снижался, не
планировал, падал. Значит, пилот потерял сознание, был ранен или убит. Мотор с
номером “Яка” ушёл глубоко в болото, а хвост и крылья, кабина, приборы
разлетелись от удара о землю. Хорошо сохранившийся партийный билет помог узнать
имя героя. Была карта с маршрутом полёта, новогодняя открытка, фотографии, два
носовых платка с завёрнутой в них пистолетной обоймой, конспект беседы “До
конца быть верным военной присяге”.
И лётчик остался верен военной присяге!
Коденко, 1939 год |
с бабушкой |
Вот такая история. История подвига, поиска,
памяти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий