воскресенье, 10 декабря 2023 г.

Озаричи: открытие обновлённого мемориала памяти узников


09.12.23 Озаричи…

В Беларуси это слово чётко ассоциируется со страданиями  мирных людей. 

До реконструкции мемориала в Озаричах на щите были пронзительные строки:

Здесь ветер и тот не свистит на лету,

Не ухает филин на горькой осине,

И не каркает ворон на тёмном суку.

Прилетая сюда, замолкает кукушка,

Тут ей некому годы считать.

Светлогорская поэтесса Софья Шах, чья судьба тесно связана с Озаричами

в венке сонетов «Балота», посвящённом узникам Озаричского лагеря смерти, пишет:

А што калі асмеліцца зязюля

Падаць сваё спрадвечнае “ку-ку”,

Здаецца, што вяртаецца мінулае,

Уздымаючы ў балоце асаку…

И про 10 дней, ставшими адом.

 Дзесь краматорныя палаюць печы,

А тут балотна-сцюжных 10 дзён…

Не сразу это место под Озаричами было признано концлагерем. Аргументы – не было крематория, насилия и жестокости. А то, что в марте 1944 года было собрано на болоте под открытым небом без воды и еды 50 тысяч мирного населения – это издержки военного времени.

С детства знакомо это слово и мне, ведь мои бабушка и мама были там. И я чётко понимаю, что не выживи они тогда, меня просто не было бы… Бабушке Параске было 20, её дочери Оленьке (моей маме) 2, 5 месяца…

Прикрываясь женщинами, детьми, стариками фашисты хотели сдержать наступление Красной Армии…

Население прилегающих районов (и по железной дороге из нескольких областей России) под предлогом эвакуации с линии фронта было собрано на болоте под Озаричами (тогда Домановичский район Полесской области).

Среди узников лагеря намеренно размещались больные тифом… Умерших никуда не убирали. Расчёт был такой - освобождая пленников, красноармейцы заразятся, и темп наступления замедлится. Что, впрочем, частично случилось. Боеспособность 65 –ой армии Павла Батова была ослаблена. Несмотря, на принятые меры, тиф распространялся быстро. Известно, что более 800 бойцов заболело тифом (не все выжили), и это сыграло свою роль … 

 

И, только мастерство врачей, быстрые и правильные решения командования помогли избежать трагедии… Медикам в обновлённом мемориале установлен отдельный монумент – женщина врач оказывает помощь раненому. Над ними распростёрты крылья ангела…

 9 декабря 2023 года после глобальной реконструкции был открыт мемориальный комплекс «Озаричи». На многочисленной церемонии открытия присутствовали представители администрации Президента РБ, руководство   Гомельской области, духовенство, члены общественных организаций, делегации от всех районов Гомельской области, школьники и молодёжь, общественность, бывшие узники лагеря смерти.



Несмотря на небольшой температурный минус (- 5 С 0) было холодно, мрачно, сыро и промозгло. На большом экране высвечивались кадры о концентрационном лагере под Озаричами. Прозвучали речи, Метроном отстучал минуту молчания по тем, кто остался тут навечно. Возложены венки и цветы. Красными гвоздиками было устлано подножие монумента и другие зоны мемориала.  



Потом запланированы экскурсии для всех делегаций по алфавиту названий районов, чтобы не создавать столпотворение.

Организация мероприятия была на высоком уровне. Нашу делегацию сопровождала Лариса Николаевна. Она направляла нас по территории. Взяв вкусную гречневую с тушёнкой кашу из солдатского котла (в другом котле была и перловая), горячий сладкий чай, мы прошли в большую военную палатку. Их установлено две. Там было тепло. В углу стояла буржуйка, в которой горел огонь. Народ обедал в полевых, но комфортных условиях – за длинными деревянными столами.

Наша Лариса Николаевна сходив на разведку, как она говорила: «Узнаю ногами», нашла для нас экскурсовода-волонтёра, учительницу истории из Калинковичей.

Наталья Михайловна провела нас по маршруту вдоль болота по уличным объектам. Очень выразительный памятник военным медикам. Санитарка склонилась над раненым, голова которого у неё на коленях. Вверху над ними расправил  крылья ангел... 

Высокая Башня памяти с треугольным, в виде креста сквозным входом/выходом. На чёрном мраморе выдержки из свидетельств бывших узников. «Мёртвых или не совсем умерших мужчины поздоровее складывали штабелями голова, ноги. За этими штабелями (из мёртвых тел) прятались от ветра живые». «Многие от потрясения и переживаний сходили с ума»...


Далее смотровая площадка возле самого края болота. На снегу тёмные тени узников – старушка, склонившаяся над умирающим внуком, женщина, пытающаяся согреть грудного ребёнка, женская фигура с поднятыми к небу руками, дети, жмущиеся друг к другу… Впечатление сильное.


Потом
зона прозрения - четыре гранитных камня, символизирующих четыре года оккупации Белоруссии. На камнях увеличенные копии фотографий из архива. В центре на мраморе несколько строк поэтессы Софьи Шах, которая была в составе нашей делегации из Светлогорского района. Софья Николаевна застеснялась, но согласилась на групповое фото. Озаричи – её малая родина (д. Лесец), тут она училась в школе, а позже жила и работала. Немало стихов и своих сонетов поэтесса посвятила этим дорогим её сердцу местам. Есть сборник (вянок вянкоў санетаў) названный "Азарычы".



в центре Шах С.Н.

Белыми буквами на чёрном мраморе в виде треугольника, как письмо из прошлого, как крик из вечности:

 “Дасюль яшчэ хварэе тут балота,

Пакутуе яго ўся глыбіня.

У кожным дрэве  -

Памяць вечным гнётам,

Яна не ў кронах, а – у каранях.

Тут - што ні цень, то дрогкі прывід нейчы.

Імкне пра здзекі- скрухі нагадаць,

Што ні знак, то боль нечалавечы

І жах такі, што лепей памаўчаць”

                                        Соф’я Шах.

Смысл в том, что по прошествии стольких лет болото хранит память о тех, кто в нём остался навеки. Память о нечеловеческой боли, ужасе, издевательствах и напоминание ныне живущим о трагедии, случившейся в марте 1944 года в этом месте.

В зоне памяти высоко на двух столбах колокол. Много места для возложения цветов и поклонения, поминания. Тут на ближайшую сосну я привязала две мягкие игрушки в память о детях, не выживших в марте 1944 года





Полукругом вокруг монумента дорожка с фонарями, которые, очевидно, зажигаются в тёмное время. На них размещены документальные фотографии.

Среди леса несколько высоких каменных крестов как на погосте.

Сделана антискользящая полоса, тротуар не скользит, хотя вокруг много снега.

Снова вернулись к музею жертвам немецко-фашистских захватчиков. Пропускали группами. 

Зашли. Там тепло. Слева фрагмент деревенской хаты – белая печь, с чугунами, ухватами, стол с самоваром. За ним сидит в задумчивости женщина. 








А дальше без перехода немецкий солдат с автоматом и огромной овчаркой на поводе. 


За колючей проволокой дети, женщины, подростки, старики, замотанные в платки, постилки, тряпьё.. Кто стоит, кто сидит на земле, припорошенной снегом. Кто-то лежит прикрытый как покойник. По углам в центре на вышках немецкие автоматчики, пулемётчики. Их оружие направлено на людей за проволокой. Экскурсовод рассказывает об экспозиции. Параллельно идёт звуковая дорожка со звуками стрельбы, собачьего лая, немецких команд, вой свирепого ветра…



С первого раза не всё запоминается и осознаётся, слишком много сведений. Хотя факты, озвучиваемые экскурсоводами, известны и знакомы, слушать тяжело. Много визуальной информации, эмоций. Чтобы всё понять, нужно приехать ещё.

Спасибо калинковичанам за тёплый приём. Всё было на высоком уровне – обогрели, накормили, показали, рассказали. Отдельная благодарность нашей замечательной сопровождающей – Ларисе Николаевне.

Когда ехали домой в автомобиле с нами была бывшая несовершеннолетняя узница Озаричского концлагеря из Светлогорска. Не спросила её имя. Она рассказывала, как гнали их колонной из Рудобелки (г. п. Октябрьский), куда привезли в вагонах. Дети шли, ухватившись за карманы матери. Та несла за плечами тяжёлый узел с пожитками, руками придерживая его. Брат заболел, поднялась температура. Ослаб. Они вышли из колонны, присели на обочину передохнуть. Поток людей был нескончаемый от края до края.

К ним подошёл немец. Мать, которая отчаялась уже дойти до места, куда их гонят, сказала ему: «Пуф-пуф, убей нас». А тот, заметил, что мальчик весь горит, достал фляжку с шнапсом и показал, смазать ребёнку губы. Отдал фляжку и немного еды… Сказал и показал на пальцах: "цвай русиш". То есть ещё два километра до русских... Люди разные...

А потом было освобождение. Они выжили. Шли через Озаричи. Попросились ночевать в одну хату с зелёными ставнями. Не пустили. Ответили: "Нет места".

Пришлось людям ночевать в разграбленном хлебном магазине без окон и дверей...

  Запомнилась мне песня, которая прозвучала на митинге. В ней упоминались Озаричи, Ола, Красный берег, Хатынь..

Накануне многие удивлялись: "Почему открытие зимой, а не в марте к 80 -ой годовщине освобождения лагеря?"

9 декабря в Международный день памяти жертв геноцида был открыт обновлённый мемориал в Озаричах - памятник геноциду. 

10.12.2023 г. мемориал посетила и с вами поделилась библиотекарь, краевед, поисковик, блогер Людмила Бусел. аг. Дуброва. Светлогорский, Гомельская

больше фото в группе деревни  "ДУБРОВА-наш-АГРО-город-Ок" на Ок

 https://buselluda.blogspot.com/2021/04/blog-post_9.html

 ссылка на пост в этом блоге с рассказами узников, которые я записала.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий