воскресенье, 30 ноября 2025 г.

Удивительное - рядом: будни библиотекаря

 

Этот пост назовём "Удивительный день, или легенды и мифы Дубровы". Выложила его в телеграм-канале под хештегом #жизнь

Дорогие читатели! Кто ещё не подписался на канал "Бусел из Дубровы: заметки краеведа", закройте 

этот гештальт. Хоть я и не люблю иностранные слова. 

Я там немного напутала, нажала пригласить, но не на канал, а  в группу, которая прикреплена к нему для связи с подписчиками.

 

В субботу, 29 ноября 2025 года меня удивил такой случай.

Зашли в библиотеку незнакомые люди – парень и пожилой мужчина. Поздоровались. В руках у младшего коробка конфет, что меня и удивило. Спрашиваю: “Кто вы? Что вы? Что привело вас к нам?”. Выясняется. Костя старшеклассник, пишет научную работу. Тут прозвучала тема, но я её не запомнила. Суть – о мифических существах, их упоминании в речи, жизни жителей Полесья. Направили их в Дуброву мои коллеги из городской библиотеки.



Сперва я была удивлена, но потом, подумав, нашла, чем поделиться со школьником. Вообще, всегда поощряю людей увлечённых, целеустремлённых. Они с дедом уже ездили в соседние районы, распрашивали жителей по теме реферата.

У картатэцы дыялектаў (вёскі Дуброва, Светлагорскага раёна, Гомельскай вобласці), якая сабрана мною за 40 гадоў працы, знайшліся патрэбныя дыялекты.

Каду´к  м.– нячыстая сіла, нячысцік. Кадук яго ведае, як яно будзе.

Некалі так гаварыла мая бабуля. А на мае пытанне: “А кто он этот Кадук?”, - яна адказвала: “Злы дух, чорт. Жыве ў цёмным лесе ці балоце”.

Разу´мка  ж.– хвароба жывата. Гавораць, калі ругаюцца на некага, жадаюць некаму дрэннага: “Разумка яго ведае, што ў яго ў галаве”. “Разумка яго бяры”.

Тра´сца – ліхаманка. Гавораць, калі ругаюцца, сварацца на некага: “Трасца цябе бяры”, “Трасца яго ведае”, “Якой трасцы ты туды папёрся?”

           Кадук, Разумка, Трасца – міфічныя істоты.

           Ніхто іх ніколі не бачыў, але яны заўсёды побач.

        Когда в момент разговора чихнёшь, говорят: «Во, правду, кажешь». Чих как бы подтверждает правоту говорящего.

Прыкметы.

Когда-то мне рассказывала односельчанка тётя Оля, что бывало, когда долго не было дождя “вёску абворвалі плугам”.

Абараць (опахать) вёску плугам – отгородиться от беды, от суши, от жары.

Грошы ў вялікія царкоўныя святы не пазычаюць і даўгі не аддаюць.

Это плохо скажется на достатке того, кто одалживает в займы и того, кто возвращает долг в праздник.

Если приходится брать в долг соль, то её тоже не отдают. Считается, что соль принесёт несчастье.

Существуют такие годовые праздники, в которые нельзя работать.

Был в Дуброве такой случай. Мужчина ремонтировал крыльцо в праздник. Соседка сделала ему замечание, он отмахнулся, посмеялся. А потом его корова отелилась. Передние ноги у телёночка были короче задних. Соседка Зина сказала: «Это ты, Лёша, отрезал их, когда пилил в праздник».

Прикреплять к подолу юбки с изнанки красную ленточку или тряпочку от сглаза – такая примета существовала в Дуброве.

Мне самой так делали, когда ходила беременная.

Вы замечали, что как-то нездоровится после нахождения на людях, где вы привлекли внимание. Может, кто-то позавидовал, что-то подумал. Тётка Маня моя говорила: «Чапляй стужку – ніякая зараза не прыстане».

Зараза – это тоже мифическое существо.

Много разных примет, связанных с новорожденными.

Первое купание – оно ритуальное. Воду делают тёпленькой. Добавляют святой воды, взятой в храме на Крещение.

Температуру воды проверяют голым локтем, чтобы не горячая.

О людях вспыльчивых, горячих говорят: «Цябе што, у гарачай вадзе купалі?»

В воду девочке клали гребешок, монетку. Чтобы волосы были красивые и в достатке росла.

Чтобы росла крепкой, здоровой, эмоционально устойчивой читали молитву:

«Терпи голод, терпи холод, терпи всякую нужду.

Ангел-хранитель, укрепись.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В воде, в которой купали ребёнка, нельзя было стирать или использовать её для других надобностей. Её выливали “пад ушулу” - столб в заборе, воротах, где никто не ходить.

Бывае, што здаровае дзіця ў дзень спіць, а у ночы крычыць.

Начніцы нападаюць. Трэба везці да бабкі-шаптухі. Амаль у кожнай вёсйы былі такія бабулі. Мы сваю дочку Веру вазілі да бабы Хімы. Яна распеленала, нешта шаптала над дзіцям.

Начніцы – міфічная істота.

Ёсць прыкмета – нельга калыхаць пустую калыску, ложак, каляску.

“Пустую калыску чорт калыша”.

Запісана бібліятэкарам, Бусел Людмілай Фёдараўнай  ў розныя гады.  

Вечером, когда закрывала библиотеку случалось ещё одно удивление. На крыльце в темноте два мужских силуэта. По голосу понимаю, что мой сосед Сергей Бусел. Говорит: “Сфотографировали Ваше расписание”. Неожиданно. Мы никогда не говорили с ним о книгах и чтении. А он, оказываается, взял в городе в библиотеке книгу на белорусском “Каласы пад сярпом тваім” Ул. Караткевіча.

Пусть таких удивительных дней будет побольше.

30.11.2025. Бусел Людмила.  

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий