среда, 29 марта 2017 г.

Царкоўная хроніка: Дуброва


Увага! Пры выкарыстанні матэрыялу спасылка на крыніцу абавязкова!
Внимание! При использовании материала ссылка на источник обязательна!
З гісторыі Дуброўскай царквы: храналогія
1592 — у гэтым годзе ўпершыню ў пісьмовых крыніцах (на 2010 г.) узгадваецца вёска Дуброва. Крыніца гэта — “Вялікі гістарычны атлас Беларусі”. На ім пазначана вёска Дуброва ў дзяржаўным уладанні. Зарэчча тады яшчэ не было.. Наогул, яно было заснавана на другім баку Іпы сялянамі з Дубровы. Адгэтуль і назва.

1765 — у Нацыянальным гістарычным архіве Беларусі ёсць матэрыялы люстраціі Бабруйскага староства, ў складзе якога знаходзілася в. Дуброва
1784 — у Нацыянальным гістарычным архіве Беларусі захоўваюцца інвентары уніяцкай царквы ў в. Дуброва Рэчыцкага павета Мінскай губерніі за 1784 год
1819 — царква ў Дуброве была уніяцкая. Аб гэтым сведчаць інвентары уніяцкай царквы ў в. Дуброва Рэчыцкага павета Мінскай губерніі за 1819 год, якія захоўваюцца ў Нацыянальным гістарычным архіве Беларусі. 
1821 — першая царква ў Дуброве была драўляная. Ёсць звесткі, што яна была уніяцкай
1831 —  у кнізе К.Кернажыцкага “Аграрная рэформа ў Бабруйскім старастве і эканамічнае становішча яго насельніцтва з XVII да палXIX стагоддзя” Мн.,1831. маюцца звесткі “Дуброва аддадзена бабруйскім старастай і зацверджана каралём Бабруйскаму касцёлу”
Кругом Парич находились униатские церкви и католические костёлы, и издавна здесь велась скрытая и явная пропаганда Римского престола. Вся местность около Парич – Стужки, Белица, Брожа, Дуброва, Демитковичи, Качай – Болото – были под Бискупом. В Островчицах, Чернине, Королевой Слободе были униатские церкви, а в Малимонах у помещика Прушановского и в Шатилках католические костёлы. 
1835 — в церковном архиве хранились копии метрических книг с 1835 года, а исповедные книжки прихожан — с 1841 года. Других каких-либо документов не сохранилось. Не осталось плана и межевой книги на церковную землю. Кроме того, во владении имелась водяная мельница, данная для усиления средств содержания от казны. Прихожан числилось 762 мужского пола и 788 женского.
1850 — в селе Дуброва насчитывалось 20 дворов. В описании церквей и приходов Минской епархии имеются следующие сведения: деревянная, но когда и на какие средства построена неизвестно. Наружная форма здания — круглая, с четырьмя открытыми куполами, деревянной неокрашенной кровлей, одним рядом окон и двумя дверями. Внутреннее расположение квадратное, средняя часть храма со сводом, в алтаре настлан потолок из досок, пол деревянный, стены выбелены, отопление в церкви не предусмотрено.
1874 —  “Минские епархиальные ведомости, 1874 № 21. Часть неофициальная. с.. 683-684» «Дуброўская Мікалаеўская царква драўляная, зусім старая, да рамонту не вартая. Іканастас зусім простай работы, абразы простыя, начынне беднае, рызніца ўпарадкавана, вернікаў пры царкве болей за 1500 душ абодвух палоў.... Архіў у парадку, бібліятэка малая, справаводства добрае. Вернікі наведваюць царкву, могуць маліцца і ведаюць пачатковыя правілы веры, але дзікія і неадукаваныя »
1879 —  церковь в Дуброве. Настоящая приходская Николаевская церковь, зданием деревянная, расположена в центре селения; когда и на какие средства построена неизвестно. Вообще церковь сия заходится в ветхом состоянии и вместо неё предложено построить новую. В церковном архиве хранятся копии метрических книг с 1835 года и исповедальные списки прихожан с 1841 года, других каких-либо документов не сохранилось.
1879 — в Дубровский приход входят: Притыка, Заречье, Корма, Чернявка, Гороховище, Пружинище, Вьюнищи и Великий Бор и хутора: Мартиновка и Теребулин. Прихожан числится 762 души мужского пола и 788 женского пола. Все они принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием, а ремесла не знают.
1879 — настоятелем при Дубровской Николаевской церкви в настоящее время состоит священник Василий Подольский, студент семинарии, священствует с 1883 года, имеет скуфью (шапку из чёрного или фиолетового бархата у православных священников)
1879 — «Минские епархиальные ведомости, 1886»
«1. Местность. Село Дуброва расположено в Бобруйском уезде, во втором благочинном округе, при реке Ипе и военно-коммуникационной дороге, ведущей из Бобруйска в Мозырь. От Минска отстаёт в 235 верстах, от уездного города в 70 верстах и от почтовой станции в 2 верстах.
2. Церковь.Настоящая Николаевская приходская церковь зданием деревянная, расположенная в центре селения, когда и на какие средства построена неизвестно. Наружная форма здания — круглая, с четырьмя открытыми куполами, деревянной некрашеной кровлей, одним рядом окон с двумя дверями, внутреннее расположение квадратное, вместительностью в 16 квадратных сажен, средняя часть храма со сводом, в алтаре настлан потолок из досок; пол деревянный; стены выбелены; к отоплению церковь не приспособлена. Вообще, церковь сия находится в ветхом состоянии, и вместо неё было предложено построить новую. Предалтарный иконостас дощатый, старого устройства, окрашен в тёмно-зелёный цвет, состоит из шести икон местного письма, расположенных в один ярус, замечательных икон по древности и ценности не имеется. Прочими же утварными вещами церковь снабжена весьма скудно: нет приличных подсвечников, и вовсе не имеется паникадила, водосвятной чаши, купели, всенощного и соборного блюд. Одно Богослужебное Евангелие в бархатном окладе, с бронзовыми украшениями, и круг прочих церковных книг имеется; священнических облачений считается 8, но они недорогие и только одно новое, а остальные старые и едва годные к употреблению. В церковном архиве хранятся копии метрических книг с 1835 года и исповедные списки прихожан с 1841 года, других каких-либо документов не сохранилось. Ограда вокруг церковного погоста — деревянная, ветхая; в колокольне, устроенной отдельно от церкви, находится три колокола весом в 1 пуд, 7 пудов и 47,5 пуда, последний разбит; кроме того, сохранилось чугунное било весом в 1 пуд, длиной в аршин 14 вершков, шириной 1,5 вершка и толщиной ¼ вершка. В приходе находится шесть кладбищ, а церквей приписных и кладбищенских не имеется
3. Приход. В состав прихода, кроме села Дуброва, входят деревни: Притыка, Заречье, Корма, Чернявка, Гороховище, Пружинище, Вьюнищи и Великий Бор и хутора: Мартиновка и Теребулин. Прихожан числится 762 души мужского и 788 женского пола; все они принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием, а ремесла не знают. Прихожане вообще довольно религиозны; крестные ходы и другие общественные молитвословия не в обычае в приходе.
4. Причт. Настоятелем при сей церкви в настоящее время состоит священник Василий Подольский, студент семинарии, священствует с 1883 года, имеет скуфью.
5. Владения церкви и причта. Церковного дохода в течение года бывает от 30 до 40 рублей. Особенных статей, приносящих церкви доход, не имеется. Причт получает жалованье и пользуется церковной землёй, расположенной в 7 участках и состоящей из 3 десятин усадебной, 63 десятин пахотной, 24 десятин сенокосной отчасти заросшей кустарником и из 24 десятин неудобной. План и межевая книга на сию землю ещё не высланы из губернской чертёжной. Кроме того, во владении причта имеется водяная мельница, данная причту для усиления средств содержания от казны. До 1877 года за сию мельницу причт получил арендной платы 70 рублей, но по причине неисправного состояния, а также не утверждения епархиальным начальством проекта контракта, таковая мельница ещё не сдана до сего времени в арендное содержание. Усадьбы причта находятся вблизи церкви, имеющиеся в них причтовыя помещения все вообще ветхие и относительно постройки новых ещё ничего не предпринято.
6.Учреждения церковные и приходские. В приходе существует церковноприходское попечительство, училища не имеется и процент грамотности в приходе очень незначительный. Богадельни в приходе нет».
Источник: (Описание церквей и приходов Минской епархии, Мн., 1879. т.7. с. 49-51) Памяць, кн.2, с. 77-78
1883 — Марыя Якаўлеўна Пушчына (1812-1895 гг) будуе царкву (старая зпарахнелая, ёсць звесткі, што спаліў пярун) ў вёсцы Дуброва, ў гэты час яна жыве на кватэры ў мясцовых сялян. был

- 24 -
достатовъ православныхъ церквей, она вѣ маѣ 1667 г. возбуждала ходатайство объ устройствѣ на Минскомъ форштадтѣ крѣпости Бобруйскаподворья съ церковью (отношеніе Канцеляріи по обезпеченію сельскаго духовенства и постройкѣ православныхъ церквей на имя Пущиной, отъ 3 октября 1867 года за 662).
     Другой разъ, нѣсколько раньше, въ 1865 году, въ январѣ, желая украсить бѣдную сельскую Островчицкую церковь, находившуюся недалеко (въ 16 верстах отъ м. Паричи
 (въ нынѣшнемъ Ракшинѣ), святыми иконами, она обращалась по этому вопросу съ просьбой къ Помпею Николаевичу Батюшкову. Результатомъ просьбы была высылка Пущиной для Островчицкой церкви пожертвованныхъ
оть Маріинского Института, съ разрѣшенія Ея Императорского Высочества Великой. Княгини Елены Павловны, 4-хъ иконъ на холстѣСпасителя, Божіей Матери, Архангела Михаила, Архангела Гавріила— 2-хъ иконъ (малаго формата, для царскихъ врать) съ изобаражениемъ Благовѣщенія, на желѣзныхъ досках (отношеніе Завѣдующаго дѣлами по обезпеченію селькаго духовенства и постройкѣ православныхъ цер­квей на имя Пущиной, огь 22 марта 1865 года за 176).
       Значительно позже, въ 1883 году, Марія Яковлевна замышлаетъ, а затѣмъ и осуществляетъ, постройку православнаго храма въ деревнѣ Дубровѣ, около Паричъ (22 версты разстоянія). Марія принимаеть живое участіе въ этой постройкѣ: на ­время оставляетъ  Паричи, поселяется въ простомъ деревевскомъ домикѣ, по недѣлямъ живетъ здѣсь, наблюдая за производящимися постройками. 8-го сентября 1884 года церковь была освящена преосвяннымъ Варлаамомъ. Внеся свою лепту на





- 25-
храмъ Божій при самомъ его сооруженіи, Мария Яковлевна не забывала его своими пожертвованіями и впослѣдствіи.
Какъ видно, Марія Яковлевна была далеко не­заурядною личностью. Такихъ людей часто встречать въ жизни не приходится. Это созидатели общаго, а не личнаго благополучія, безкорыстные труженики на пользу ближняго, способные на всякое самопожертвованіе, апостолы свѣта и добра среди окружающей обстановки, чистые служители чистой идеи.
      Марія Яковлевна обладала недюжиннымъ умомъ. На это въ достаточной степени указываютъ всѣ ея дѣловыя и частныя письма. Широта взгляда, глубина анализа, строгая логичность и убѣди тельность при внѣшней стилистически-изящной отдѣлкиѣотличительныя черты всѣхъ ея произведеній.
      Марія   Яковлевна   окончила   С.-ІІетербургскій Патріотическій Институть, но свое образованіе продолжала и по выходѣ изъ учебнаго заведенiепутемъ чтенія. Много читала она и въ Паричахъ. На это указываетъ громадная библіотека (съ массой ино­странныхъ книгъ), собранная ею и доставшаяся те­перешнимъ ея наслѣдникамъ. Марія Яковлевна не­устанно слѣдила за состояніемъ современнаго знанія и за политикой, и если находила въ каком-либо журналѣ или газетѣ что-нибудь заслуживающее вниманія въ педагогическомъ или общеобразовательномъ отношеніи, то непремѣнно сообщала своимъ ближайшимъ сотрудницамъ, а если находила подходящимъ, тои воспитанницамъ.
      Марія Яковлевна любила сама читать своимъ питомицамъ. Съ этою цѣлью часто въ свободное для себя и для воспитанницъ врема она приходила въ классъ и читала,
а воспитанницы, обыкновенно, мѣ
Источник: Пароменский П.В. Паричское женское св. Марии Магдалины училище Духовного ведомства: Заметки по случаю 50 летия училища. – глава «Личность учредительницы училища» - Санкт-Петербург. – 1910 .- с. 24-25.
1884 — 8 верасня Преасвяшчэным Варлаамам была асвешчана новая Дуброўская Мікалаеўская царква, пабудованая М.Я. Пушчынай
У 1885 годзе — у Дуброве 65 двароў, 515 жыхароў, царква (у ёй захоўвываліся копіі метрычных кніг з 1835 і спісы прыхаджан з 1841).
1885-1890 гг — отец Иоан Шенец
1886 — у Дуброве было 515 жыхароў і 65 двароў, мелася праваслаўная царква.
1886 — село Дуброва. Церковь во имя Святителя чудотворца Николая, деревянная, новая. В состав прихода входят селения: Дуброва, Заречье, Притыка, Корма, Чернявка, Гороховищи, Вьюнищи, Великий Бор и хутора: Мартыновка и Теребулины. Прихожан 962 мужчин и 957 женщин. Причтовые строения имеются, неудобны и крайне ветхие. Земли усадебной 3 десятины, пахотной 63 десятины, сенокосной 24 десятины и неудобной 24 десятины. Священник Иоанн Шенец, окончил минскую духовную семинарию, служит с 1885 года, священствует с 1886 года. Исполняющий дела псаломщика Андрей Тарасевич, псаломщиком состоит с 1886 года. В селе Дуброва и деревнях Заречье, Великом Бору, Гороховищах, Пружинищах и Вьюнищах школы грамотности открыты с 1884 года, подвижные, учащихся 75 мальчиков и 17 девочек. (Источник: Памятная книжка Минской епархии на 1887 год. — Мн., 1887, с. 264- 279)

1879 — отец Василий Подольский
1885-1890 гг — отец Иоан Шенец
1894 -1895гг — отец Григорий (Георгий)Яницкий
1897-1902гг — отец Арсений Волотовский
1903г. — отец Тимофей Давидович
1905- 1911гг. — отец Григорий (Георгий) Мацкевич
1912-1914гг. — отец Петр Лукашевич
(Источник: 1. Описание церквей и приходов Минской епархии. Т. 7-8, Мн., 1879г. 2. Статистические сведения о церковных причтах Минской епархии. — Мн., 1880г.)
1908 — у Дуброве  замест царквы, пабудаванай Марыяй Пушчынай,  якая згарэла ад маланкі (“пярун зпаліў” па словах старажылаў) адбываецца будаўніцтва новай царквы. Майстры наёмныя чужыя, не мясцовыя.  У час Вялікай Айчыннай вайны царква згарэла. Жыхары вёскі пасля вайны бачылі на падмурку царквы на папялішчы камень, на якім была пазначана лічба “1908”.
Па ўспамінах старажылаў царква была вельмі прыгожая: два залачоныя купалы з крыжамі, званніца з двума званамі. Унутры купал царквы быў размаляваны пад блакітнае  зорнае неба, было шмат іконаў. Вянчацца і хрысціць дзяцей сюды прыязджалі з усяе Чэрнінскай воласці. З вышыні царква мела форму крыжа. У 1936-м яе перастроілі, зрабілі прамавугольнай.
1930-я — “пры саветах” у Дуброве закрылі царкву. Званы і крыжы знялі і звезлі, іконы спалілі, з расы бацюшкі мясцовы камуніст “Саўка Воўк”  пашыў сабе рубаху. Званарню разбурылі, зрабілі з яе сельсавет, а царкву перабудавалі пад сельскі клуб.
1933 — знятыя крыжы і званы з купалаў царквы.
1936 — царкву перабудавалі, званарню разбурылі.
1941-1943 гг. — пад час Вялікай Айчыннай вайны, як кажуць вяскоўцы “пры немцах” царква працавала зноў. Службу вёў бацюшка айцец Уладзімір па прозвішчу Мігай. Яго з матушкай ў 1942-м прыслалі з Мікуль-гарадка. Жылі яны на кватэры ў Дайнека Арыны Сцяпанўны (1909 г.н.)
У Дуброве заўсёды адзначалі прастольнае свята Міколы вяснавога (летняга), або цёплага 22 мая, у гонар святога Міколы Цудатворца. У цэнтры вёскі знаходзілася царква, якая таксама мела назву ў гонар святога Міколы, называлася Дуброўская Мікалаеўская царква.
У 1988 годзе – на месцы, дзе  была царква і цвінтар   быў пабудаваны  сельскі дом культуры з бібліятэкай на другім паверсе.  Будаўнікі, калі капалі катлаван, знайшлі сярэбраны царкоўны крыж і чалавечыя астанкі.

              2012 – 26 мая быў здейснены абрад асвяшчэння месца пад будаўніцтва  царквы, з устаноўкай крыжа, закладкай камня, памятнай шыльдай.
2015 – 22 мая адбылося адкрыццё Дуброўскай Мікалаеўскай царквы ў гонар раўнаапостальнага архіепіскапа Мікалая Японскага. Абрад асвяшчэння, бажэственную літургію здейсніў епіскап Гомельскі і Жлобінскі Стэфан. Ён жа ўручыў архіерейскія граматы, іконы будаўнікам і кіраўнікам, павіншаваў і благаславіў прыхаджан.
Прастол новай пабудаванай царквы (на вуліцы Цеплякова, 1) быў асвяшчаны 22.05.2015 г ў гонар раўнаапостальнага Мікалая Японскага, Дзень памяці якога – 16 лютага. У гэты дзень праводзяцца ў Дуброўскім храме святочныя багаслужэнія з удзелам свяшчэнныкаў з іншых храмаў раёна.
Царкоўныя богаслужэнні  па нядзелях праводзіць настаяцель храма іерей Яўген Новік. Яму дапамагаюць пеўчыя  дзве жанчыны сталага веку са Светлагорска. Праводзяцца абрады хрышчэння, вянчання, адпявання, Таінства Сабораванія, крэсны ход вакол царквы  на Вялікдзень. На бажэственныя службы  прыхаджан запрашаюць  царкоўныя званы. Званары - Улад Чумак, Пятро Мітраховіч.
Хроніка складзена бібліятэкарам, аўтарам гэтага блога Людмілай Бусел, 29.03.2017 г. пры карыстанні спасылка на крыніцу абавязкова!
http://buselluda.blogspot.com.by/2013/11/blog-post_2265.html Дуброўская Мікалаеўская царква, пост  у гэтым жа блозе за 2013 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий