среда, 15 августа 2018 г.

Память, поиск: Малеев Леонид, рядовой.






И снова – память вечна. Сегодня 15.08. 2018 приехали родные погибшего воина, чтобы почтить память деда. Путь проделали неблизкий, ехали из Донецка. Казалось бы, другое время, другие заботы, но поток памяти не иссякаем – едут и едут к местам захоронений родственники тех, кто навеки остался в нашей земле. Великая Отечественная война невидимыми нитями накрепко связала нашу Дуброву с тысячами мест и местечек всего бывшего Советского Союза. И они не рвутся спустя 70 с лишним лет, скреплённые несколькими уже поколениями.
Леонид, названный в честь погибшего в Белоруссии деда, писал мне в блоге пару лет назад. И вот, наконец, получилось приехать.
нашла в компьютере мой ответ внуку от 28.10. 2015

В списке безвозвратных потерь на ОБД вместе с Вашим дедом ещё два красноармейца. Так, Агеенко, связист из Орловской области, 49 лет есть на плите и книге, а второго нет. Спирин Василий Павлович, 29 лет из Пензинской области, орудийный номер. Погибли, умерли от ран 20 февраля 1944 г. его надо добавлять на увековечивание...
Малеев Леонид Иванович, 1910 г.р. д. Миновка Суражского р-на Брянской обл. рядовой, связист в/ч 41593, 96 сд. Погиб 20.02.1944 у д. Дуброва. Памяць., ч.2 с. 170.
Внук передал в музей два оригинальных письма своего деда с фронта, присланные бабушке. Мне не раз приходилось видеть эти пожелтевшие солдатские треугольники, но все равно волнительно. Дома у солдата осталась семья – жена Мария, и дочери Алла и Валя.  Эти письма, хоть и личные, интересны всем. Из них видно, как быстро доходили письма во время войны, что заботило солдата на фронте, вымаранные цензурой места. Написано грамотно, практически, без ошибок, разборчиво.
Письмо 1-ое. Здравствуйте, Мария, Алла, Валя. Сообщаю, что я письмо ваше получил, писанное вами 27.12.1943. Я получил 15.01.1944, за что сильно благодарен. Я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Маруся, если дети сильно худые, то зарезайте поросёнка, но детей не мори. Собранный хлеб зря не разбрасывай, будь поаккуратней. За тёлку смотри сама, в этом я ничего сказать не могу. Напиши адрес Васькин, Серёгин. Мы стояли на доформировке за (вымарано цензурой). Пока. Всё, жду почту. Привет Андрюше и всем родным и знакомым.
Написано простым карандашом на стандартном бланке для писем портретом Чапаева и лозунгами на лицевой стороне – «Смерть немецким оккупантам!»,
«Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» (Сталин).
Адрес написан чернилами, обратный адрес – только номер полевой почты.
2-ое письмо. Добрый день, Маруся, Алла, Валя. Сообщаю о том, что я пока жив и здоров, чего и вам желаю. Новостей новых нет. Нахожусь на фронте, уже в боях несколько дней. Пикина поранило в руку. Со своих остался только я. В направлении (вымарано цензурой) я доехал, я попал в артиллерию. Пикин был вместе с нами. Привет всем родным и знакомым, вот и всё пока. Жду ответа. Извини, что мало пишу, некогда. Жду ответа. Роспись.
Тоже написано простым карандашом, а на лицевой – чернилами. Лозунг на лицевой стороне бланка – «Да здравствует XXVI годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции». Штамп – "ПРОСМОТРЕНО военной цензурой".
Эти письма сохранились в семье. Это так трогательно – видеть, читать слова, написанные дедом 73-74года назад! 
Леонид и его жена приятными в общении, оказались, людьми. У них там на Украине своя война. И когда я обмолвилась, что тяжело было читать о ранениях, увечьях в документах из госпиталей, то приехавшие мне сказали, видели эти ужасы вживую. Жуть. Кто бы мог подумать, что так случится.
Украинцы восхищались нашими дорогами, порядком, белорусами.  Обещали переслать фото погибшего воина.
Вот, ещё об одном из погибший стало известно больше, чем фамилия, инициалы на плите. Память жива, несмотря ни на что, и это радует.
Автор блога Людмила Бусел. 15.08.2018.


Комментариев нет:

Отправить комментарий