вторник, 12 мая 2020 г.

9 мая 2020: Помним! Чтим! Гордимся!


 Кто бы мог подумать, что такое случится ещё на нашем веку тех, кто видел живых ветеранов – 9 мая не было митинга в честь Дня Победы. Из-за эпидемиологической ситуации, нарушилась многолетняя традиция, но праздник состоялся. Ещё накануне живые цветы легли на все 30 мраморных плит мемориала погибшим в Великую Отечественную войну в агорогородке Дуброва. Кстати, все братские захоронения, как всегда, были убраны, подремонтированы, где требовалось, на них состоялись возложения венков и цветов.
На мемориале, кроме фамилий погибших в окрестностях Дубровы (Теребулин (Церабулины), Ельчо (Вяльчо), Сетище, Заречье, Притыка, Мартыновка), на отдельной плите увековечены односельчане, не вернувшиеся с фронта. Треть из почти ста фамилий мои однофамильцы – Бусел.
Уже более десяти лет, как не стало в селе ветеранов той войны. Но очевидцы ещё есть. Ещё здравствуют четверо бывших несовершеннолетних узника концлагеря Озаричи, а также одна принудительно вывезенная на работу в Германию.
Хоть 9 мая официальный выходной, но я всегда полдня работала в музее истории деревни, встречалась с приехавшими на митинг родными погибших. 






В этот раз попросили встретить делегацию в районе тринадцати часов. Делегация так и не приехала, но я встретила много хороших людей и не жалею, что половину выходного дня снова провела на работе.
По просьбе Валентины Ивановны из г. Белгород, мы с внучками принесли цветы на могилу её деда рядового Фёдора Лаврова. Постояли, помолчали, передали привет из России, где его помнят. Помним его и мы. Общались  с его родными, с тремя поколениями. Они приезжали в Дуброву.
День выдался солнечный, тёплый. Односельчане, кто семьями, кто в одиночку несли цветы к мемориалу. Николай, дед которого был ветеран Великой Отечественной, сказал: «Флаг красный ещё вчера прибил на хату. Дед всегда так делал. И я, заменив тот выгоревший дедов флаг новым, вывешиваю его ежегодно». Положил тюльпаны к плите, и поехал на гражданское кладбище, положить цветы на могилу деда. Я просто зауважала этого человека.
Подъехала машина, вышел парень с гвоздиками, положил их на плиту. Поинтересовалась, к кому приехали. Оказалось, что к рядовому Матюшенко. Я припомнила дочь погибшего. Она давно когда-то приезжала к нам. Там была ошибка в отчестве погибшего солдата. Сохранилась в альбоме «Помним всех поимённо» переписка  с ней 15-летней давности. Передала привет, как родному человеку.
Ещё остановилась машина. Видно, что издалека. Мужчина в медицинской маске спросил дорогу на Боровики. Сказал: «Еду к деду»… И я порадовалась за него и его деда.
Потом подъехали мужчина и женщина с цветами. Я по инерции спросила: «К кому?». Он ответил: «Ко всем. Я из России. Каждый год кладём цветы ко всем мемориалам на нашем пути»…
Отрадно, что никакой вирус не в силах стереть память потомков о погибших героях, о той Великой Победе. Для меня это главный праздник. Оба моих деда погибли на той войне. Мама и бабушка были узниками концлагеря. Отец с его мамой, братом и сёстрами были вывезены в Германию.  
В этот день я всегда много плачу.  Драматические фильмы, трогательные песни, пронзительные мелодии выводят меня на такие эмоции.
В интернете огромное множество поздравлений. Именно в эти памятные дни родственникам погибших захотелось написать в Дуброву – деревню, памятью связавшую белорусов, русских, грузин, украинцев, чувашей, азербайджанцев, армян, казахов, узбеков…
Прошу прощения, если кому не сумела ответить персонально.
Всех с праздником! С Днём Великой Победы!
Автор блога Людмила Бусел, 12.05.2020. аг. Дуброва.
фото и видео ещё будет добавлено
https://youtu.be/4MTF1Xm0Duc  видео от 9 мая, Дуброва
https://youtu.be/ApkG05MM5Z4  видео 9 мая, мемориал д. Дуброва
https://youtu.be/CCozXHr_kws поздравляют дети

Комментариев нет:

Отправить комментарий