пятница, 21 ноября 2014 г.

Вопрос на засыпку

Привыкла я делиться в своём блоге тем, что меня волнует. Сегодня была приглашена на заседание сельисполкома. Предложили выступить по обсуждаемому вопросу, в конце выступления, представитель райисполкома задал  мне вопрос. Вопрос злободневный и больной для библиотекаря. Впрочем, читайте сами.



Сельисполком, 21.11.2014
Вопрос: Формирование здорового образа жизни населения. Библиотекарю, то есть мне, было предложено высказаться по теме.
Отчего зависит  здоровье человека?  Известно, что 20% - от наследственности, ещё 20% — от экологии, 10% — от медицины, а оставшиеся 50% — от образа жизни человека.
То есть человек сам  кузнец своего здоровья, он сам решает -  пить ему или не пить,  курить - не курить, употреблять – не употреблять, есть полезную и здоровую пищу или то, что вкусно, но для организма вредно.  Стоит задача – информировать население, в этом направлении успешно работают библиотекари.
Дубровская сельская библиотека принимает посильное участие в  профилактике вредных привычек,  пропаганде здорового образа жизни среди детей и взрослых. 
Есть мнение, что чтобы не навредить, заниматься профилактикой ЗОЖ должны специалисты, обладающие знаниями, навыками, владеющие приёмами и способами (врачи, валеологи, психологи, наркологи). Однако, проблема глобальная и актуальная, в её решение вовлечены также образование, идеология, культура и всё общество в целом.
Наша библиотека участвует во всех районных и областных акциях, днях, декадах, неделях, приуроченных единым дням   здоровья, которые утверждены в республике Беларусь.
В работе используются самые разнообразные формы: от громких чтений до медиапрезентаций. Это информационные часы, часы здоровья, валеоминутки, медиауроки  и т.д.
Были оформлены книжные выставки, тематические полки, как долговременные, так и краткосрочные.
В мае, ноябре акцентируем внимание на вреде курения,
В марте, июне – разговор о наркотиках и последствиях их употребления,
 в сентябре – речь об алкогольной зависимости,
в декабре – всем миром боремся с ВИЧ и СПИДом.
В марте этого года в рамках районной акции – протеста
«Нет –  наркотикам! Да – здоровью и успеху!»                                  
  прошла медиабеседа «Умей сказать наркотикам  «нет»!
В мае проведена для среднего школьного возраста викторина «Как быть здоровым?» Дискуссия на тему вредных привычек, режима дня, занятий спортом, рационального и правильного питания. Определение и уточнение терминов «стресс», «иммунитет», «холестерин» 
В сентябре в библиотеке прошёл час размышления «Пивной алкоголизм: мифы и реальность». Был просмотрен слайд-фильм «Что нужно знать любителям пива».

Буквально, вчера, 20 ноября,  во Всемирный день отказа от курения для учащихся 9 класса в сельской библиотеке прошёл медиачас «Курить не модно! Модно быть здоровым». Просмотрен видеофильм «Курение как социальная проблема», состоялось его обсуждение, анонимное анкетирование "Ваше отношение  к курению".
Учитывая реалии времени, практически, всегда при проведении мероприятий используются медиаресурсы библиотеки: слайдфильмы, видеофильмы, ролики из интернета, музыкальные файлы.
В текущем году на тему профилактики вредных привычек библиотекой выпущены листовки: «Почему ты куришь?», «10 причин бросить курить», «Осторожно - наркотики», «Мифы о пиве». Вывешивались они в библиотеке, СДК, на информационных стендах.
 Библиотекой были выпущены закладки  с информацией на тему курения, наркотиков, алкоголизма, которые вкладывались в выдаваемые книги.  На оборотной стороне – визитка библиотеки (электронный адрес, адрес блога, номера телефонов, распорядок работы).
Достаточно сложно говорить об эффективности нашей работы, но что-то делать надо, однозначно.
Вопрос от Крука В.С., зам. председателя Светлогорского райисполкома:
Как привлечь людей в библиотеку? Не превратится ли, со временем, библиотека в мультимедийный центр, в котором будут смотреть фильмы, а не читать книги?
Ответ: Именно современные компьютерные технологии могут  помочь в рекламе книги и библиотеки. Народ сейчас где? В интернете. У библиотеки есть свой блог, в нём – посты: «Советует библиотекарь», «Читаю. Читаешь? Читаем!», «Почитай-ка», в которых размещается реклама книг, отзывы на прочитанные книги, списки поступившей литературы, в перспективе - буктрейлеры.

А вообще -то, вопрос тоже глобальный. Придётся всем миром браться? Если дома родители покажут пример, будут сами читать книги и ребёнка запишут в библиотеку. В школе учитель посоветует прочесть то, что читал сам когда-то: Янку Мавра, Фенимора Купера, Джека Лондона, Киплинга.  Помню, пришли школьники после уроков, спрашивают книгу «Тим Талер или Проданный смех». Оказывается, на уроке прочитала учительница отрывок, им захотелось узнать, что дальше. Ещё был случай. Пришёл мальчик и спрашивает книгу «Борьба за огонь». Выяснилось, Геннадий Евгеньевич на уроке о ней рассказывал.
А ещё - предложение. Давайте, все три библиотекаря на территории сельсовета, по очереди будем рассказывать на заседаниях сельисполкома  о 2-3 книгах, поступивших в библиотеки и заслуживающих внимания! Несколько минут и, возможно, в библиотеки придут за книгой  новые читатели!
Автор блога Людмила Бусел