вторник, 8 декабря 2020 г.

#поиск_память:рядовой Рогалёв

 Приветствую  читателей моего блога и от всей души желаю здоровья физического и душевного.

Поводом для написания этого поста стало письмо от сестры погибшего во время Великой Отечественной войны в наших местах воина. Переписка с Любовью Степановной Ежовой длится лет шесть. Рада знакомству безмерно. Так получается, что моя поисковая деятельность часто сводит меня  с очень интересными и хорошими людьми, родственниками погибших.

Любовь Степановна автор уникального издания "Нескучное путешествие с дедом Саткознаем". Сатка - это город в Челябинской  области, где она и проживает. Книга - это краеведческая энциклопедия для детей о Саткинском крае. Написана от первого лица, впечатление, что действительно путешествуешь, а дедушка ведёт тебя по улицам и местам города. Очень позавидовала этому изданию. Такое просто необходимо издать о каждом городе и деревне. Фото книги сделаю и прикреплю.  Мне она подарена с автографом автора. 

Познакомил нас поиск места захоронения её погибшего брата. Погиб он недалеко от Дубровы в феврале 1944 года. Но имя рядового Владимира Рогалёва не было увековечено. В очерке для какого -то издания о Великой Отечественной войне Любовь Степановна подробно описывает, как всё было. Ниже размещаю её очерк целиком. Он загрузился без фотографий, к сожалению. 



Один из … пропавших без вести

                                      Публицистический очерк

 

Говорят, война окончится только тогда, когда будет похоронен последний солдат. А если в страшной военной мясорубке человек просто пропал… Погиб в бою? Раненым оказался на оккупированной вражеской территории? Умер в госпитале от ран? Попал в плен? Похоронен с почестями или захоронен впопыхах? Эти вопросы много лет волнуют тех, кто получил похоронку с жуткими словами – «пропал без вести».

Среди моих родных – шестеро, чья судьба неизвестна. И мне захотелось хоть на шаг приблизить момент «окончания» той страшной войны, разыскать родственников, которым жизнь уготовила жуткую долю – кануть в неизвестность.

Поиск решила начать с брата Владимира, единственную фотографию которого бережно храню в семейном альбоме.

 

 Владимир Рогалёв. фото от 18 июня 1943 года

 

Так как я родилась спустя восемь лет после гибели брата, о нём мало что знала. Родители не рассказывали, а меня, в силу малого возраста, это не очень интересовало. Да и документы, в том числе похоронка, не сохранились.

Имея очень скудную информацию, летом 2014 года начала поиски. Для начала поехала в Тюменскую область, в далёкую сибирскую деревню Мало-Боково, где родился и вырос Владимир. Встретилась со старожилами. От них узнала, что после окончания семи классов, выучившись на шофёра, Володя работал в колхозе. Был весёлым, озорным, с хорошим чувством юмора, играл на гармошке, поэтому был любимцем местных девчат.

Как знать, может, в будущем он стал бы хорошим гармонистом, первоклассным баянистом или профессиональным музыкантом. Но проявить себя, раскрыть способности, развить талант Володе не дала война. Не досказал… Не доделал… Не долюбил… Не дожил до Победы… А потому что… не успел. В восемнадцать – ушёл на фронт, в девятнадцать – погиб.

 

         Благодаря воспоминаниям односельчан узнала кое-какие подробности из его юности. Спасибо им, что помнят!

На плитах монумента, установленного там же в память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, нашла фамилию брата. На малой родине о нём также не забыли!

 

     Монумент в д. Мало-Боково

 

Просмотрела «Книгу памяти Тюменской области» и там нашла информацию о нём. «Никто не забыт, ничто не забыто!» – похоже на правду.

 

Воодушевлённая маленькой победой поиски продолжила. Обратилась к краеведу Олегу Дедову, изучающему военную историю. Он нашёл «Именной список безвозвратных потерь рядового и сержантского состава», из которого узнала, что брат погиб 22 февраля 1944 года и похоронен в Белоруссии у деревни Сетищи Домановичского района Полесской области. Переведя на современный географический язык Белоруссии (теперь это Светлогорский район Гомельской области), занялась расследованием дальше.

В марте 2015 года написала письма в Министерство обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества (Москва), в Управление по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн (Минск), в администрацию Светлогорского района, Светлогорский военкомат и другие общественные организации, занимающиеся поисками и увековечиванием погибших на территории Белоруссии. В результате переписок выяснила, что похороненные под деревней Сетищи перезахоронены в братскую могилу агрогородка Дуброва. Просмотрев на сайте списки братского захоронения в Дуброве, фамилию брата не обнаружила.

Опустить бы руки, но нет… Желание довести начатое до конца опять заставило меня действовать. Вооружившись копиями документов, подтверждающих место гибели и перезахоронения, написала новые письма. Теперь уже с просьбой занести фамилию брата на мемориальную плиту военного захоронения.

Не передать, с каким волнением я ожидала ответов. И вот они пошли один за другим.

Сообщение из Минска – «Управление по увековечиванию памяти защитников отечества и жертв войн обратилось в Светлогорский районный исполнительный комитет для внесения имени рядового Рогалёва Владимира Степановича в список воинского захоронения д. Дуброва. О проделанной работе Вы будете проинформированы Светлогорским райисполкомом».

Следующее письмо из Светлогорского райисполкома – «…Имя Рогалёва Владимира Степановича будет нанесено на надгробную плиту братского захоронения при проведении работ по благоустройству на данном братском захоронении в течение 2015 года».

Следом ещё одно письмо от властей Светлогорска – «Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи сообщает, что была проведена подготовительная работа по нанесению имени Рогалёва Владимира Степановича на плиту братского захоронения, расположенного в агрогородке Дуброва Светлогорского района. А именно: произведено обследование братского захоронения, замерен шрифт, изготовлены эскизы шрифта для нанесения фамилии, которое планируется осуществить до июня 2016 года.

Об окончании работ по нанесению фамилии мы сообщим Вам дополнительно с приложением фотоматериалов».

 

Главное сделано. Теперь надо набраться терпения и ждать ещё почти год. Долгие месяцы ожидания увенчались успехом. В письме от 26 мая 2016 года начальник отдела идеологической работы Светлогорского райисполкома сообщил – «… имя Рогалёва В.С. нанесено на плиту братского захоронения в агрогородке Дуброва. Подтверждаю это фотографией».

 

   

Беларусь. Братское захоронение в агрогородке Дуброва

 

В знак благодарности написала открытое письмо жителям Светлогорского района. Не могу удержаться, чтобы не привести его полностью.

Уважаемые сотрудники газеты "Светлагорскія навіны!"

Прошу и очень надеюсь, что моё открытое письмо к жителям Светлогорского района будет опубликовано в вашей газете.

«Есть события, значение которых не тускнеют с годами. Напротив, каждое десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие. И наша забота – бережно относиться к сохранению всего, что связано с ними.

Случилось так, что эту заповедь я усвоила совсем недавно. Год назад начала поиски места захоронения своего погибшего брата Рогалёва В.С. Прошёл всего год, а его фамилия уже размещена на плите братского захоронения д. Дуброва.

Так просто звучит – всего год! А сколько труда, сил, времени и средств затратили на поиски ваши земляки. Это: заместитель председателя Светлогорского райисполкома Петровский К.В., начальник отдела идеологической работы и культуры Манкевич А.В., военком Светлогорского военкомата полковник А.И. Фисенко, Мураль Виктор Григорьевич. И, наверное, много-много других прекрасных людей, чьи фамилии мне неизвестны, но которые пишут историю войны сегодня. Думаю, что меня с этими добрыми людьми связывают не только события Великой Отечественной войны, но и общая память о погибших.

Но прежде всего я благодарна Людмиле Фёдоровне Бусел, которая первой откликнулась на моё письмо. Это она направляла и вела меня по лабиринтам поиска, держала в курсе всех событий.

Через вашу газету хочу выразить слова благодарности этим людям и всем неравнодушным жителям д. Дуброва, кто хранит память о наших родных, погибших за освобождение вашей земли, кто с любовью заботится о братских захоронениях.

Я очень надеюсь, что смогу низко поклониться всем лично. Но если вдруг не получится, я твёрдо знаю, что имя моего брата не будет забыто, что в память о нём будут сказаны добрые слова, а в День Победы у мемориальной плиты с его фамилией будут лежать живые цветы.

В заключение, хочу привести четверостишие моей землячки

 Л. Ложковой:

           Им, мёртвым, безразлично, где лежать.

          Им безразлично всё, что с нами будет.

         А память лишь для нас, живых, важна,

          Чтоб не погрязнуть в вихре будней.                 

         Вам, родные мои, это не грозит. Вы не погрязните в вихре будней».

 

С уважением и словами благодарности   Л.С. Ежова (Рогалёва).

Урал. Челябинская обл. г. Сатка.

 

22 июня 2016 года текст письма – знак благодарности всем добрым людям белорусского края размещён в местной газете.

С того времени я постоянно держу связь с теми, кто помог в трудных моментах поиска и откликнулся на мою просьбу.

 

         Накануне празднования 75-летия со дня освобождения белорусской земли от немецкой нечисти, написала им поздравительное письмо:

Их судьбы столь короткие, солдатские

Слились с лихой судьбиною времён.

Они рядком легли в могилы братские

Порою без фамилий и имён. 

Кто-то в своём четверостишии очень хорошо сказал о братских могилах и безымянных солдатах.  Вот и мой брат, Рогалёв Владимир Степанович, так и покоился бы в братской могиле на вашей земле безымянным, если бы не вы, дорогие мне люди! Огромное спасибо и низкий поклон всем, кто помог найти место захоронения брата и восстановить его имя на мемориале братской могилы в Дуброве.

Ваше кредо – Мы помним! Мы славим! Мы гордимся! – не просто слова. Это ваши дела и поступки! Вы, действительно, делаете всё, чтобы живые – помнили, а потомки – знали. И мы перед вами в неоплатном долгу. Здоровья вам и долгие лета.

 

Свой долг по поиску захоронения брата и увековечиванию его имени выполнила.  Что дал мне поиск? Теперь могу рассказать своим детям, каким был их дядя в юности, кем работал, чем увлекался. Знаю, что брат 1925 г.р., уроженец д. Мало-Боково Омской области призван на фронт Викуловским РВК в 1943 году. Рядовой. Воевал шофёром-телефонистом 725-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона (ОРАД) 22-й артиллерийской Гомельской дивизии резерва Главного командования. Погиб 22 февраля 1944 года. Первоначально похоронен западнее белорусской деревни Сетищи. В послевоенный период произведены перезахоронения останков бойцов из д. Сетищи в братскую могилу агрогородка Дуброва (воинское захоронение № 3786). А главное, теперь там есть его имя. Пропавших без вести в нашей семьи на одного стало меньше.

А ещё я исполнила желание моего отца. Он часто говорил: «Старший-то у меня пропал без вести. Узнать бы, где его могила. А, может, и совсем её нет. И не похоронен он вовсе, а просто наспех где-то присыпан землёй». Его желание сбылось, только сказать об этом уже некому. Отец ушёл из жизни не узнав о месте захоронения сына. Для него «старшенький» так и остался «пропавшим без вести».

Моя история поисков увенчалась успехом. Своим очерком хочу сказать, что всё зависит от нас самих. Если есть огромное желание, то ни время, ни расстояние, ни границы, ни отсутствие средств – ничто не помешает исполнить задуманное!

Нет в живых многих участников войны, мало осталось свидетелей тех страшных дней. Теперь наш долг и долг наших детей и внуков – писать историю войны и Победы, изучать военную биографию участников Великой Отечественной, восстанавливать детали их боевых подвигов, искать подробности гибели пропавших без вести. И хранить память о них.

Лично мне предстоит ещё много сделать, чтобы имена родных (живых, погибших, пропавших без вести), благодаря которым я живу, остались в моей родословной навсегда. Чтобы о них знали и помнили мои дети, внуки, правнуки.

Думаю, если время, отведённое мне для жизни, позволит – поиск продолжу. У меня среди родственников осталось ещё пятеро, пропавших без вести. Пятеро, чья судьба мне неизвестна.

От автора блога. Сестра погибшего солдата Любовь Ежова так хорошо описала свой поиск. Это пример для тех, кто ещё ищет. Спасибо, Любовь Степановна, за память, за слова благодарности, за вызванные эмоции, читать это без слёз невозможно. Удачи Вам в остальных  поисках. У Вас всё должно получиться! 

А мы знаем, что у нас есть родственные души в далёком сибирском крае. Нас связала память о тех, кто заплатил своей жизнью за нашу свободу и жизнь.

08.12.2020. аг. Дуброва, Беларусь.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий