суббота, 4 апреля 2020 г.

На два фронта: Дуброва -Полесье

Приветствую читателей моего блога. Пусть мало комментариев к его постам, но интерес всё же ощущается. Блогерская привычка - всё фиксировать, подвигла меня на написание этого поста.
4.04.20.
Когда мне трудно, вспоминаю, что другим бывало и труднее. Например, смогла бы я вытащить с поля боя раненого, выдержала ли бы пытки, которым подвергались разведчики?? Когда мне приходится выполнять серьёзную задачу, называю это закрытием амбразуры. И вот очередная амбразура образовалась в виде работы в соседней библиотеке. По приказу директора Светлогорской районной сети библиотек, в связи с производственной необходимостью и отсутствием работника временно  (четыре месяца, до 1 августа) по пятницам с 9 до 19 часов мне нужно работать в аг. Полесье (7 км).   Агрогородком его можно назвать условно – десять лет назад перенесён оттуда центр сельсовета, закрылись детский сад, школа. Детей и школьников возят в соседние населённые пункты. Правда работает почтовое отделение, комбинат бытового обслуживания, кафе, магазин, ФАП, Дом культуры.
Ранее, когда мы были  в одном сельсовете, знала многих людей из Полесья. Сейчас дети учатся в нашей школе, встречаться приходилось с ними. Но всё же опасение, что не справлюсь, было.
И вот вчера 3 апреля - мой первый рабочий день в Полесской сельской библиотеке. Накануне продолжительно она была закрыта из-за отпуска библиотекаря. Народ, видимо, отвык. Но, слава Богу, мои опасения оказались напрасны. С утра поступило несколько звонков с вопросом: «До какого часа работаете?». И я выдохнула, поняв, что всё не зря. Пришла девушка-лицеистка за  книгой У. Караткевіча “Каласы пад сярпом тваім”. Чуть позже такую же книгу взяла учительница белорусской литературы. Потом пришёл дедушка с внучкой-минчанкой,  им нужна была «Повесть о настоящем человеке». Спрашивали книгу Жюля Верна на белорусском почему-то.  Пенсионерка выбрала три женские мелодрамы. За кроссвордами  пришёл местный кочегар… Несколько детей за детскими журналами… Ещё несколько человек  заинтересовали свежие газеты и журналы. 
Боялась, что не смогу быстро найти требуемое, так как пока  не знаю, где что находится. Да и фонд лежит. При сверке отмеченные книги кладутся горизонтально.
Работы там очень много, скучать не придётся. Фонд после сверки-ревизии нужно расставить. А это 6,5 тысяч книг поставить на полки стеллажей. Поправить-обновить книжные выставки, которых тоже немало. Библиотека большая, просторная, светлая. Ждёт молодого специалиста, который скоро защитит диплом и приедет работать в село по направлению.
 В необходимых профессиональных хлопотах день прошёл незаметно. Компьютер включила только, чтобы проверить почту и распечатать объявление.  Кстати, есть ксерокс, что несомненный плюс для выполнения плана платных услуг. 19 человек за день… Неплохо…
А в родной библиотеке меня потеряли. Звонили читатели – кому книгу о природе на белорусском, кому о героических поступках на русском, кому Пеппи Длинный Чулок,  Приключения Тритэшек в Беларуси, Мы – агенты Колбафир, просто – обменять книги и журналы. Всем сказала, что жду их завтра. По пятницам до августа я работаю в Полесье.
Настроение сложное из-за обстановки с коронавирусом. Люди шарахаются друг от друга, держат рекомендованную дистанцию.
Сегодня я тоже работала в перчатках и маске. Уши болят от резинок маски. Сразу непривычно, а потом приловчилась.
Надеюсь, очередное испытание, выпавшее мне, пройду достойно.
04.04.2020. библиотекарь двух библиотек Людмила Бусел.
10 апреля очередная пятница, снова ездила в Полесье. Вообще, это странное ощущение – отвечать сразу за две библиотеки. Невольно сравниваю книги, читателей… Один читатель сказал: «Скоро так везде будет. В деревнях по одному дню в неделю по графику, чтобы не закрыть их совсем». Меня такое предположение огорчило. Не дай Бог, чтобы это случилось на моём веку.
Каникулы из-за эпидемиологической ситуации снова продлили. Но школьники - молодцы. Брали и детские романы, и по программе.
Один читатель поставил в тупик своим запросом - по-белорусски цитировал стихотворный отрывок, называется «Ідзі, мой сын». Куда иди? Что за книга? Автора он не помнил, но знал, что на букву «Б». Когда-то в молодости он её читал, вот хотел перечитать… Нашла в интернете Антон Белевич, поэма для среднего и старшего возраста, издавалась в Ленинграде в 1954 году. Но электронной версии я  не нашла. Печатная, если и была, то давно списана по ветхости. Я думаю: «Ну, как я с 35-летним стажем такого не слышала?». Бывает...
День опять прошёл быстро. Начала сразу несколько дел в разных углах библиотеки. Где не иду, везде работа. Тут поставить, тут поправить, тут переставить… Одна женщина сказала: “Навошта Вы іх варсаеце? Стаўце, як стаяць, усеадно пакоцяць праз колькі месяцаў…” . Но, не могу видеть, если что-то неправильно. Понимаю, что я тут временно, на передержке, но … просто пересидеть в окопе не могу.
позже стала искать об Антоне Белевиче, родился в 1914, умер в 1978 году, родом из деревни Дубровка Уздненского района. Переводил на белорусский поэму А. Твардовского "За далью даль"... Поэма "Смерць Маланні"  и стихи печатались в журнале "Полымя". Прочитала поэму, очень эмоциональная. Фашисты дали женщине, приговорённой к расстрелу в руки свечу и сказали: "Донесёшь, не затухнет пламя свечи, до своего дома, помилуем"... 
продолжение следует

17.04.20 – в пятницу работаю в аг. Полесье. Работы много – расстановка книг по ББК, по алфавиту. Тягаю с полки на полку. Отраслевая литература почему-то стоит вперемешку с художественной, русская с белорусской, детская со взрослой!!! Это неправильно, пытаюсь её изъять и поставить на место.
С утра – звонки. Уточняют, когда перерыв. Его просто нет, я тут весь день. Сделано немало, и уже веселее. Много устаревших и ветхих книг, которые нужно однозначно списывать.
Пришли читатели. Спрашиваю впечатление от прочтения рекомендованной накануне книги. Отрадно от ответа: «В восторге!».
Книгу Антона Бялевича 1975 г. издания нашла в своей библиотеке «Сонцам заручоныя» вершы, паэма, фельетоны. Сама прочитала с интересом! Ещё одна книга стихов и поэм нашлась в фонде Полесской сельской библиотеки  “Сосны ў жыце”, 1980 г. С отличной статьёй об авторе. Задумала отдельный пост.
А спрашиваемой читателем поэмы «Ідзі, мой сын» так пока не нашла. Хоть в розыск подавай. Ведь человеку запала в голову – цитирует по памяти спустя более полвека.
Пришла минчанка с детьми. Сказала: «Мы Вас так ждали. Думали в Дуброву ехать. Детям - школьникам назадавали. НЕ учатся из-за вируса, но читают». Взяли классику программную для 7 класса, «Миколку-паравоза» на белорусском.
Книг популярных, читаемых, на любой вкус много. Не знаю, что уже читано, но выбирать помогаю всем. Было 9 человек за день. Тепло в библиотеке, в отличии от Дубровы.

Несколько пятниц не записала, суета.
22 мая, очередная пятница. Еду в соседнее село на работу. Второй месяц уже. Привыкаю. Библиотека нравится – светлое, просторное помещение, уютное. Расстановку фонда почти закончила. Выставки обновила. Холодно, хоть и конец мая, на улице. Привезла кофты, жилетки для утепления. Но, меня ждал приятный сюрприз – батареи были тёплые. Рабочий, который и кочегар, затопил котёл, учитывая температурный режим. Молодец!
Был церковный праздник – Микола летний. Людей пришло больше, чем обычно. Посидели без масок, но на расстоянии, повспоминали. Вспомнили, как в 1975 году случился пожар в клубе и сгорела библиотека. Но книги спасли. В 1983 году построили новый современный Дом культуры. Село было центром колхоза и сельсовета.
Сдавали прочитанные книги, делились впечатлением. И про генерала Чуйкова, который отличился в битве за Сталинград, и про остров Дамаский, который хотели захватить китайцы в 1969 году.
Стеллажей много, места хватает. Я, расставляя фонд, книги которые мне интересны, клала поперёк в конце полки. И их замечали читатели, выбирали для чтения.
Книжных выставок 13 штук. Яркие, интересные, привлекательные.
День пролетел, как всегда, быстро. Работа осталась и на потом.  Чувствую, мне будет жаль расставаться с этой библиотекой.

08.07. 20. Заключительный пост.
Вчера 7 июля я сдала Полесскую библиотеку. С 1 июля был назначен переучёт. Нашёлся на это место человек в селе. Приехали работники отдела комплектования и обработки, и началась сверка книжного фонда. За три неполных дня отметили 6, 5 тысяч книг. Процедура утомительная – каждую книгу нужно снять с полки, сделать в ней возле инвентарного номера специальную отметку, такой же значок поставить в учётной форме – инвентарных (старых и новых) книгах, индикаторах, акт-путёвках. Отмеченная книга ставится на полку горизонтально на ребро. Конечно, сохранить правильную расстановку просто невозможно. Она нарушается. Мне было жаль рушить только недавно наведённый порядок. Более щадящего способа проверки –сверки ещё не придумано.  В конце я передаю ключи от библиотеки коллеге- преемнице и желаю успехов в работе.
Конечно, вздыхаю с облегчением, но и с сожалением. Было трудно и напряжённо. Две библиотеки, внуки на лето приехали в деревню, огород, хозяйство, дом.
А читателей даже за три месяца я успела полюбить. Приветливые, отзывчивые, заинтересованные, эрудированные… Жаль с ними расставаться. Но с собой не заберёшь… Есть свои, но и от этих не отказалась бы. Это хорошо,  когда в селе есть читающие люди. Их всегда бывает немного. Это особенный талант, изумруд – любовь к книге и чтению. Их  и не должно быть много. Читать не заставишь. Но очень хорошо, что они есть!!! Есть в моей Дуброве, есть в Полесье, что в семи километрах от неё.
  Значит, зачем -то нужно было судьбе дать мне такое испытание. Рада, что справилась, выдержала, и не жалею, что так случилось. Хотя всё было в период коронавируса, онлайн-форм работы, ограничений.. трудно...
Забыла написать, так –как задумала отдельный пост об Антоне Белевиче. Книгу, которую искал читатель «Ідзі, мой сын», я заказала в Национальной библиотеке в Минске. Заявку на сайте увидела знакомая коллега из Гомельской областной библиотеки и мне прислала по МБА (межбиблиотечный абонемент).  Сказал, что прочитал пять раз, принёс с благодарностью. Я тоже довольна, что открыла для себя этого белорусского автора.
Очередной этап моей карьеры завершён. Перечитываю пост и уже не помню, что так было. Время такое насыщенное информацией и событиями.... фото добавлю..
08.07.2020 г. аг. Дуброва.








Комментариев нет:

Отправить комментарий