четверг, 21 марта 2019 г.

Озаричи, концлагерь. Судьбы детей.


Приветствую всех, кто читает мой блог. Спасибо за классы, сердечки, доброжелательные отклики. 
Ещё один пост об концлагере "Озаричи". Не думала ещё раз писать на эту тему. Но вышло так, что незнакомая женщина оставила комментарий к теме об Озаричах в группе нашей деревни «ДУБРОВА-наш-АГРО-город-Ок». Евгения Дашковская написала, что её мать была в лагере. Я откликнулась. Спросила, записан ли рассказ её матери.
И вот что выяснилось. Дашковская Мария Степановна родом из д. Язвин. Умерла в 1991 в возрасте 82 лет. Получается, что она 1909 года рождения, и в лагере ей было 35 лет. Дочь её пишет, что мать долгие годы ничего не рассказывала о лагере… мол, давала подписку о неразглашении.  Я такого не слышала… кому? О чём?.. Может, времена такие были, что если был в немецком лагере, то тебе же хуже, ты под подозрением, как и пленные красноармейцы? Женщина рассказывает, что однажды, уже во времена перестройки её мать случайно на рынке встретила одну женщину, с которой были вместе в лагере на болоте под Озаричами.  Можно себе представить сколько было слёз, радости, воспоминаний!.. Мать рассказала, что от голодной смерти спасла горстка сушеных ягод черники, что сумела сохранить за пазухой.
Всю жизнь она жалела, что не подобрала грудного ребёнка на обочине дороги, когда их гнали в лагерь…Тот, лежащий на краю дороги ребёнок, всю жизнь стоял у неё перед глазами…
 Матери ребёнка она не видела, а женщина из Жлобина рассказывала, что видела, как мать, не в силах больше нести дитя, положила его на обочину. С ней было ещё трое малолетних детей. Женщина в изнеможении упала на колени, обняла своих детей: «Я больше не могу! Убейте нас!» … А колонну гнали дальше, фашисты прикладами автоматов подгоняли людей…
Я, работая 30 лет в сельской библиотеке, много лет серьёзно занимаюсь краеведением… В нашем селе осталось всего пять бывших малолетних узников Озаричского концлагеря. Я записывала их рассказы. У каждого своя история той трагедии. Одни помнят всё в подробностях, другие помнят, но не умеют рассказать, третьи, как моя мама, например, знают всё со слов взрослых… Её матери, а моей бабушке Параске тогда было 22 года, самой маме – 2 месяца отроду… Как грудной ребёнок выжил в условиях голода, холода, отсутствия питьевой воды? Когда освободили, маленькая Оля уже не плакала, только скулила, как больной щенок… Слава Богу, обнадёжил диагноз военврача: «Тифа нет, сильное истощение».
Это как же надо было страдать, чтобы решиться добровольно оставить своё дитя? Жутко представить...
В озаричском болоте рядом с моей бабушкой, была её подруга Агапа с 4-летней дочкой Таней. Когда умерла мать Агапы, девочка ползала по умершей бабушке, там она и отморозила пальчики на руках. Это видели соседи. Как-то так вышло, что Агапа оставила дочку там в лагере. Сама вышла после освобождения, а ребёнка забрали в детский дом. Как так вышло? Отупение, прострация, страх??? Потом они с братом Никифором искали маленькую Таню по детским домам… Но, не нашли…Я хорошо помню эту Агапку уже бабушкой. Она прожила в д. Казанск всю жизнь одна, не было у неё ни детей, ни мужа… Помню, как она сидела на табуретке в хате у моей бабушки Параски. Руки сложены на коленях в замок, и только большими пальцами она перебирала по кругу, раскачиваясь   с согнутой спиной взад-вперёд, повторяла раз за разом: «Ах, бедны я, ды няшчасны» …
Рассказ об оставленном на обочине ребёнке не выходил у меня из головы и стал поводом для написания этого поста. Как сложилась его судьба? Выжил ли? Подобрали ли?...
А ведь вполне могла попасть в такую же ситуацию и моя бабушка, тогда молодая женщина с грудным ребёнком на руках. К моменту, заключения в лагерь, она была уже вдова. Ей самой пришлось похоронить красноармейца, отца тогда ещё не родившегося ребёнка...  Родителей тоже уже не было в живых...
Припомнила я и оставленную на болоте Танечку, о которой узнала позже, уже после смерти бабушки Агапки. Последние годы она прожила в престарелом доме в Копаткевичах. Весть о смерти запоздала из-за ошибки в адресе, и похоронили её там же чужие люди.
Сейчас много говорят о количестве жертв лагеря смерти – 9 тысяч, 20 тысяч…
На недавнем митинге к 75-летию освобождения лагеря от немецко-фашистских захватчиков в огромной массе людей легко распознавались бывшие узники. Бабушке моей уже 97, она не была, а мама ездила. В январе она сама в этом году отметила такой же юбилей.
Автор блога Людмила Бусел. 21.03.2019., Дуброва.

                                                      моя мамуля - в центре

Комментариев нет:

Отправить комментарий